Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести в часть третью статьи 106 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК) изменения, в соответствии с которыми вид и размер залога определяются судом с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого либо обвиняемого, характера и размера вреда, причиненного преступлением, а также имущественного положения залогодателя, а минимальный размер залога при совершении преступлений небольшой и средней тяжести не может быть менее пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из пояснительной записки, в последние годы наметилась устойчивая тенденция значительного снижения количества ходатайств об избрании меры пресечения в виде залога. Одной из причин такого положения является отсутствие у подозреваемого (обвиняемого) денежных средств и иного имущества, достаточных для внесения минимального размера залога (сто тысяч рублей), определенного статьей 106 УПК.
Согласно статье 106 УПК залог состоит во внесении или в передаче подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на стадии предварительного расследования в орган, в производстве которого находится уголовное дело, а на стадии судебного производства - в суд - недвижимого имущества и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в Российской Федерации акций и облигаций в целях обеспечения явки подозреваемого либо обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд, предупреждения совершения им новых преступлений.
В случае нарушения подозреваемым либо обвиняемым обязательств, связанных с внесенным залогом, залог обращается в доход государства.
Исходя из данных положений, залог должен предупреждать все виды ненадлежащего поведения подозреваемого (обвиняемого).
Отсутствие у лица финансовой возможности внести деньги в установленной законодателем минимальной сумме не должно приводить к избранию более суровой меры пресечения, если объективно не подтверждается необходимость изоляции обвиняемого от общества.
Между тем внесение законопроектом дополнения в перечень обстоятельств, с учетом которых определяются вид и размер залога, а именно, характер и размер вреда, причиненного преступлением, вызывает сомнение,
Залог не выполняет функции обеспечения исполнения приговора в части возмещения вреда. Для этого УПК предусмотрены иные механизмы, среди которых наложение ареста на имущество (статья 115 УПК). В связи с этим размер залога не следует определять в зависимости от характера и размера причиненного вреда.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанного замечания.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 3 февраля 2014 г. N 552п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 316003-6 "О внесении изменений в статью 106 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", внесенный членами Совета Федерации Ю.С. Бирюковым, В.Ф. Едаловым, М.Н. Пономаревым и др."
Текст письма официально опубликован не был