Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 386280-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей" -
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 9 декабря 2013 года (выписка из протокола N 132, п. 82) Комитет по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 386280-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
1. Согласно Федеральному закона от 31 мая 2011 года N 102-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей" Российская Федерации взяла на себя ряд обязательств, возложенных на участников, присоединившихся к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 г. (далее - Конвенция).
С целью координации деятельности по обеспечению скорейшего возвращения детей и для достижения других целей Конвенции в каждом государстве-участнике Конвенции должен быть создан соответствующий центральный орган (далее - Центральный орган).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 1097 "О центральном органе, отправляющем обязанности, возложенные на него Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей" полномочия Центрального органа возложены на Минобрнауки России.
Для реализации целей Конвенции и обеспечения эффективной практики её применения был разработан вышеуказанный законопроект.
2. В связи с этим законопроектом предусматриваются:
1) внесение соответствующих изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в частности дополнение ГПК РФ новой главой 22.2 "Производство по рассмотрению заявлений о возвращении ребёнка или об осуществлении в отношении ребёнка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации", согласно которой регулируется порядок рассмотрения и процесс подачи таких заявлений, устанавливается перечень обстоятельств, излагаемых в судебных решениях по делам о возвращении ребёнка либо об осуществлении прав доступа, а также закрепляются сроки подачи апелляционных и частных жалобы, представления прокурора на решение или определение суда по делам о возвращении ребёнка либо об осуществлении прав доступа;
2) изменения в Федеральный закон от 2 октября 2007 года "Об исполнительном производстве" N 229-ФЗ, Федеральный закон от 21 июля 1997 года "О судебных приставах" N 118-ФЗ, Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности".
Предложенными законопроектом изменениями предусматривается возможность на стадии исполнения решений суда по указанной выше категории дел осуществления розыска ребёнка судебными приставами, а также поиска ребёнка частными детективами. В настоящее время на данной стадии розыск и поиск ребёнка производится только по делам о его отобрании. Законопроектом также предложено направлять Центральному органу копии актов, отражающих ход исполнительного производства по делу, для сосредоточения в нём всей полноты информации по делам о возвращении ребенка или осуществлении прав доступа на основании Конвенции.
3. Комитет поддерживает концепцию указанного законопроекта и отмечает следующее. Установление в российском законодательстве мер, предложенных законопроектом, приведёт к надлежащему исполнению обязательств, вытекающих из Конвенции, квалифицированному и быстрому рассмотрению дел, основанных на Конвенции, исключению оснований для подачи заявлений в Европейский суд по правам человека.
4. Вместе с тем, в законопроекте имеется ряд положений, требующих доработки:
1) предложенное законопроектом дополнение части 6 статьи 13 Федерального закона от 2 октября 2007 года "Об исполнительном производстве" N 229-ФЗ (далее - Федеральный закон) необходимо привести в соответствие с пунктом 8 части 3 статьи 6.1 действующей редакции данного Федерального закона в части содержания сведений (данные об объявлении розыска ребенка (фамилия, имя, отчество (при его наличии) и год рождения), включаемых в запрос центрального органа;
2) пунктом 11 статьи 2 законопроекта предлагается главу 12 Федерального закона дополнить статьёй 109.3, согласно части первой которой предусматривается, что отобрание ребёнка и его передача осуществляются с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также лица, которому передаётся ребёнок. При необходимости судебный пристав-исполнитель также привлекает к участию в исполнительном производстве представителя органов внутренних дел, детского психолога, врача, педагога и иных специалистов. Комитет считает, что коррупционно ёмкой является норма законопроекта, наделяющая судебного пристава-исполнителя полномочием по собственному усмотрению решать вопрос о привлечении к участию в исполнительном производстве других специалистов. Положения данной проектируемой статьи также необходимо соотнести со статьей 77 ("Отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью") Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "главу 12" следует читать "главу 13"
3) законопроект не учитывает положения статьи 13 Конвенции, закрепляющей право ребенка, достигшего такого возраста и степени зрелости, при которых следует принять во внимание его мнение, возражать против возвращения;
4) терминология в ряде проектируемых статей законопроекта, не учитывает устоявшиеся понятия, используемые в российском законодательстве. В качестве примера можно привести часто используемое в законопроекте словосочетание "осуществление в отношении ребёнка прав доступа", которое не используются в СК РФ;
5) вызывает сомнение правомерность определения в рамках законопроекта конкретных районных и городских судов, в которые подаются заявления о возвращении ребёнка или об осуществлении прав доступа (часть 2 проектируемой статьи 244.12 ГПК РФ).
Указанные замечания могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 386280-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.