Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается дополнить часть первую статьи 37 (Необходимая оборона) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) положением, предусматривающим перечень действий, которые следует отнести к понятию "общественно опасное посягательство, сопряженное с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия".
При этом не учитывается, что соответствующие разъяснения по указанному понятию содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2012 г. N 19 "О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление" (далее - Постановление).
Так, в пункте 2 Постановления раскрыты признаки предусмотренного частью первой статьи 37 УК общественно опасного посягательства, сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица.
В то же время в рассматриваемой норме законопроекта необоснованно игнорируется такое основание признания общественно опасного посягательства, сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, как причинение вреда здоровью, создающего реальную угрозу для жизни обороняющегося или другого лица (например, ранение жизненно важных органов).
Предлагаемой законопроектом частью второй.2 статьи 37 УК предусматривается, что "не является преступлением причинение вреда лицу, посягающему на неприкосновенность жилища путем незаконного проникновения в жилище против воли проживающего в нем лица".
Вместе с тем согласно части второй статьи 37 УК во взаимосвязи с пунктом 3 Постановления под посягательством, защита от которого является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства, следует понимать совершение, в том числе по неосторожности, общественно опасных деяний, сопряженных с насилием, не опасным для жизни обороняющегося или другого лица, и иных деяний (действий или бездействия), предусмотренных Особенной частью УК, которые, хотя и не сопряжены с насилием, однако с учетом их содержания могут быть предотвращены или пресечены путем причинения посягающему вреда.
К таким деяниям относится, в том числе нарушение неприкосновенности жилища, ответственность за которое предусмотрена статьей 139 УК.
По мнению Правительства Российской Федерации, без устранения высказанных замечаний дальнейшая работа над законопроектом нецелесообразна.
Заместитель Председателя |
В. Сурков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 5 февраля 2013 г. N 455п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 484589-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о защите от преступлений", вносимый членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е.Г. Тарло"
Текст письма официально опубликован не был