Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 486691-6 "О внесении изменений в ст. 14 и 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и другие статьи этого закона (о реализации ст. 20 Конвенции ООН против коррупции)"
Досье на проект федерального закона
Предлагаемые изменения направлены на реализацию статьи 20 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, ратифицированной законом Российской Федерации от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ.
Статья 20 данной Конвенции предусматривает: "При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать".
Данная статья, как и Конвенция в целом, действует применительно к Российской Федерации в полном объеме. Однако перенести текст Конвенции в одну из статей Уголовного кодекса Российской Федерации невозможно, так как это положение будет противоречить статье 49 Конституции Российской Федерации, закрепившей положение о том, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (презумпция невиновности).
Законопроект предлагает наиболее оптимальный вариант реализации статьи 20 Конвенции путем изменения статей 14 и 140 УПК РФ и других статей этого закона без внесения каких-либо изменений в статью 49 Конституции. Суть его состоит в следующем.
В настоящее время ч. 2 статьи 140 УПК РФ предусматривает одно основание для возбуждения уголовного дела - наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Другим таким основанием в соответствии с законопроектом должно стать наличие данных, свидетельствующих о значительном увеличении имущества должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать. Таким значительным увеличением имущества предполагается признать превышение, составляющее один миллион рублей.
Предполагается, что поводом для возбуждения такого уголовного дела должно стать постановление прокурора о направлении в орган предварительного расследования материалов содержащих сведения о значительном увеличении имущества должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать. Представление такого права прокурору обусловлено тем, что законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц их доходам" введено правило, в соответствии с которым в случае, если в ходе осуществления контроля за расходами должностного лица выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов его доходу, то эти материалы направляются в органы прокуратуры Российской Федерации.
Эти дополнения потребуют внесения в часть 2 статьи 14 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации изменений, связанных с исключением подозреваемого из круга лиц, на которые распространяется презумпция невиновности. В этой норме предлагается установить правило, в соответствии с которым обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту обвиняемого, лежит на стороне обвинения. Исключение, таким образом, подозреваемого из ч. 2 ст. 14 УПК РФ не будет противоречить ни статье 49 Конституции РФ (которая говорит о презумпции невиновности лишь в отношении обвиняемого), ни духу действующего Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и обеспечит реализацию ст. 20 упомянутой Конвенции.
Дела этой категории предполагается возбуждать в отношении конкретного лица, которое с момента возбуждения дела приобретает статус подозреваемого, однако постановление о возбуждении уголовного дела не будет содержать ссылки на какую-либо статью УК РФ.
Расследование по этим делам предлагается осуществлять в обычном порядке. Из этого правила будет два исключения. Во-первых, предметом доказывания по этим делам будут "источники приобретения имущества должностного лица" (соответствующие дополнения в этой связи предполагается внести в ст. 73 УПК РФ). Во-вторых, к этим подозреваемым в силу требований ст.ст. 91, 97-108 УПК РФ нельзя будет применить задержание или какую-либо меру пресечения, а связи с тем, что применение этих мер процессуального принуждения возможно лишь в отношении лица, подозреваемого, обвиняемого в совершении конкретного преступления.
Обязанность расследования таких дел предполагается возложить на следователей Следственного комитета РФ.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в ст. 14 и 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и другие статьи этого закона (о реализации ст. 20 Конвенции ООН против коррупции)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в ст. 14 и 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и другие статьи этого закона (о реализации ст. 20 Конвенции ООН против коррупции)" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в ст. 14 и 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и другие статьи этого закона (о реализации ст. 20 Конвенции ООН против коррупции)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в ст. 14 и 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и другие статьи этого закона (о реализации ст. 20 Конвенции ООН против коррупции)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.