Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан во исполнение абзаца 4 пп. 3 п. 2 Перечня поручений Президента по итогам конференции "Форум действий" Общероссийского народного фронта от 17 января 2014 года N Пр-78 о повышения роли граждан в принятии градостроительных решений, включая развитие института публичных слушаний по градостроительной деятельности.
В настоящее время Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) устанавливает некоторые условия проведения публичных слушаний, при этом порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений Кодекса.
По мнению авторов, одними из препятствий для развития института публичных слушаний являются следующие проблемы:
1. Кодекс не устанавливает исчерпывающего перечня участников публичных слушаний, в ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 39 и ч. 7 ст. 46 лишь указывается, что слушания, соответственно, по проекту генерального плана поселения или городского округа, по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся "с участием" жителей. В результате, например, Градостроительный Кодекс города Москвы предусматривает участие в публичных слушаниях, кроме проживающих, еще и имеющих место жительства или место работы на территории, в границах которой проводятся публичные слушания, и представителей их объединений. По мнению авторов, с учетом анализа конфликтных ситуаций с публичными слушаниями, это приводит к подмене понятий: взамен мнения жителей фиксируется мнение муниципальных служащих, работников сферы жилищно-коммунального хозяйства.
2. В настоящее время публичные слушания проводятся также "с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску" негативного воздействия на окружающую среду (ч. 3 ст. 39), "лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи в реализацией" проектов планировок и проектов межевания территории (ч. 7 ст. 46), при этом при проведении публичных слушаний всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения (ч. 8 ст. 46). А это создает условия для того, чтобы заключение о результатах публичных слушаний в большей степени отражало не мнение жителей территории, а потенциальных инвесторов, владельцев недвижимости и иных заинтересованных лиц.
3. Кодекс не содержит требования фиксировать сведения о регистрации граждан по месту жительства или месту пребывания, что не позволяет идентифицировать участников слушаний, в том числе и при проведении контрольных мероприятий в отношении законности проведения слушаний.
С целью обеспечить чистоту волеизъявления жителей территорий, законопроектом предлагаются следующие изменения:
1. Поскольку законодательно закрепить закрытый перечень лиц, имеющих право участвовать в публичных слушаниях, без риска ограничить кого-либо в реализации такого права не представляется возможным, предлагается разделить заключение о результатах публичных слушаний на заключение о результатах гражданских публичных слушаний и заключение о предложениях иных заинтересованных лиц. При этом предлагается ограничить круг лиц, предложения которых могут быть включены в заключение о результатах гражданских публичных слушаний: ими могут быть только граждане, постоянно проживающие или временно пребывающие более трех месяцев на соответствующей территории (при проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, по проекту планировки территории и проекту межевания территории - проживающие или временно пребывающие более трех месяцев на территории сопредельного земельного участка, сопредельной территориальной зоны).
2. С целью увеличения прозрачности процедуры публичных слушаний, а также создания условий для контроля за соблюдением законности при проведении слушаний, предлагается включать в протокол о результатах публичных слушаний сведения о регистрации по месту жительства или месту пребывания граждан - участников публичных слушаний. При этом протокол публичных слушаний не подлежит опубликованию, в отличие от предлагаемых законопроектом заключения о результатах гражданских публичных слушаний и заключения о предложениях иных заинтересованных лиц, которые содержат содержание замечаний и предложений граждан.
Таким образом, принятие законопроекта создаст условия для фиксации в чистом виде мнения населения относительно градостроительных решений, что будет способствовать росту доверия к этому институту со стороны граждан и, как следствие, увеличит их активность в вопросе участия в слушаниях. Также это повысит прозрачность этой процедуры и увеличит возможности для контроля за соблюдением законности при проведении слушаний.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" не потребуют дополнительных затрат федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.