Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 495115-6 "О внесении изменения в статью 104 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части определения учетного периода рабочего времени для работников плавающего состава)
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 104 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части определения учетного периода рабочего времени для работников плавающего состава) разработан в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
Указанным Федеральным законом внесена поправка в статью 104 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой для всех без исключения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установлен учетный период продолжительностью не более трех месяцев. При этом не были учтены реальные условия организации труда работников плавающего состава судов, используемых с целью судоходства и торгового мореплавания, что противоречит цели введения суммированного учёта рабочего времени. В условиях продолжительности навигации 4-6 месяцев в замерзающих речных и морских бассейнах, необходимости осуществления репатриации экипажей морских судов в те же 4-6 месяцев по истечении максимального срока непрерывной работы на судне согласно требованиям Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве, статьи 58 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, статьи 29 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации не представляется возможным соблюсти нормальную ежедневную и еженедельную продолжительность рабочего времени плавающего состава.
Ограничение учётного периода тремя месяцами для плавсостава противоречит статье 329 Трудового кодекса Российской Федерации. В ней предписывается, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, связанные с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта. Согласно этой статье на судах морского и речного транспорта действуют положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха плавающего состава (пункт 2.4 по морскому транспорту и пункт 7 по речному транспорту), в которых установлено, что продолжительность учётного периода не может превышать одного года.
Принятая поправка в статью 104 Трудового кодекса Российской Федерации ухудшает положение работников плавающего состава. Она нарушает сложившиеся многими десятилетиями традиции по использованию работниками плавающего состава суммированных дней отдыха в длительный межнавигационный период. Это приведёт работников плавсостава к необходимости брать отпуск без сохранения заработной платы и финансовым затруднениям в их семьях.
Принятая поправка потребует увеличения численности работников плавсостава с целью смены экипажа не реже чем через три месяца.
С учётом резкого роста финансовых расходов, связанных с необходимостью увеличения численности работников плавсостава для смены экипажей судов, а в ряде случаев невозможности смены экипажа в недоступных для другого вида транспорта районах речных и морских бассейнов, снизится конкурентная способность флота в России и на международной арене.
За счёт неизбежного снижения заработной платы плавсостава в связи с вынужденным увеличением его численности и длительного нахождения членов экипажей судов в межнавигационный период без сохранения заработной платы, под угрозой окажется система сохранения кадров в условиях сезонной перевозки грузов и пассажиров водным транспортом.
Кроме того при рассмотрении проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений, состоявшемся 26 июля 2013 года, в представленных членам РТК материалах проекта Федерального закона внесение поправок к статье 104 Трудового кодекса Российской Федерации не предусматривалось.
Таким образом, по этому вопросу не было выслушано и, следовательно, не учтено мнение представителей отраслевых профессиональных союзов и объединений работодателей.
Настоящий проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 104 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части определения учетного периода рабочего времени для работников плавающего состава)
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 104 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части определения учетного периода рабочего времени для работников плавающего состава) не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
Перечень
нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона "О внесении изменения в статью 104 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части определения учетного периода рабочего времени для работников плавающего состава)
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменения в статью 104 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части определения учетного периода рабочего времени для работников плавающего состава) не потребует принятия дополнительных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.