Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
(соисполнители)
на проект федерального закона N 415556-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(в части обжалования решения об удалении главы муниципального образования в отставку),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел указанный проект федерального закона.
Законопроект разработан в рамках реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 15-П.
Данным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в той мере, в какой эти законоположения - при отсутствии в системе действующего правового регулирования специальных правовых механизмов согласованного взаимодействия института судебной защиты прав лица, удаленного в отставку с должности главы муниципального образования, и института досрочных выборов главы муниципального образования - допускают в правоприменительной практике проведение досрочных выборов до разрешения судом вопроса о законности удаления главы муниципального образования в отставку и тем самым не гарантируют возможность реального восстановления его прав в случае признания судом соответствующего решения представительного органа местного самоуправления незаконным.
Законопроектом предлагается закрепить механизм реализации гражданином, в отношении которого представительным органом муниципального образования принято решение об удалении в отставку с должности главы муниципального образования, конституционного права на обжалование такого решения в судебном порядке.
В целях закрепления возможности восстановления в правах главы муниципального образования, в случае признания в судебном порядке решения о его удалении в отставку незаконным, предполагается включить в Федеральный закон положение, согласно которому в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования досрочные выборы не могут быть назначены, а представительный орган муниципального образования не должен принимать решение об избрании нового главы муниципального образования из своего состава до вступления в законную силу судебного решения по заявлению о проверке законности решения представительного органа об удалении главы муниципального образования в отставку.
Как изложено в пояснительной записке, внесение предлагаемых изменений в Федеральный закон позволит сформировать правовой механизм, обеспечивающий достижение баланса между интересами лица, удаленного с должности главы муниципального образования и имеющего конституционное право на судебную защиту, и публичными интересами жителей муниципального образования, заинтересованных в скорейшем избрании нового главы муниципального образования в случае удаления в отставку ранее избранного лица и обеспечении непрерывности осуществления муниципальной власти.
Соглашаясь с концепцией представленного законопроекта, Комитет отмечает, что проектом федерального закона не урегулирован ряд процессуальных вопросов, что может существенно затруднить осуществление избирательными комиссиями муниципальных образований возложенных на них полномочий, в том числе по назначению в установленных законом случаях досрочных выборов главы муниципального образования (если представительный орган муниципального образования их не назначит в отведенный для этого срок).
С учетом того, что указанный в законопроекте десятидневный срок для обжалования не является пресекательным и, соответственно, может быть восстановлен, полагаем необходимым в проекте федерального закона предусмотреть также сокращенные сроки для подачи апелляционной жалобы и рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
В противном случае могут возникнуть условия, при которых будет нарушен срок проведения досрочных выборов главы муниципального образования, установленный пунктом 4 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий).
При этом увеличение данного шестимесячного срока в случае внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" приведет к ситуации, когда в течение длительного времени выборное должностное лицо не будет избрано, что нарушит принцип стабильности и непрерывности функционирования публичной власти.
Также необходимо отметить, что избирательная комиссия муниципального образования, уполномоченная в установленном порядке принимать решение о назначении досрочных выборов главы, при рассмотрении соответствующих дел не является стороной судебного процесса.
Полагаем, что необходимо обязать суд по запросу избирательной комиссии представлять сведения о принятом к рассмотрению делу об обжаловании решения об удалении в отставку главы муниципального образования, а также высылать вступившее в законную силу решение не только сторонам, но и избирательной комиссии муниципального образования.
Кроме того, правила подсудности дел об оспаривании решений органов местного самоуправления, закрепленные частью 2 статьи 254 ГПК Российской Федерации, допускают возможность подачи заявления гражданином в суд по месту своего жительства, которое может быть отличным от места нахождения представительного органа, принявшего решение об удалении главы в отставку.
Представляется, что подсудность дела об обжаловании решения представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий главы должно определяться по месту нахождения представительного органа и не может зависеть от регистрации по месту жительства гражданина, ранее замещавшего должность главы.
Полагаем, что необходимо предусмотреть переходные положения в целях соблюдения гарантий реализации прав на судебную защиту лиц, полномочия которых были прекращены менее чем за 3 месяца до вступления в силу закона.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект к принятию в первом чтении с последующей доработкой ко втором чтению с учетом изложенных замечаний.
Утверждено на заседании Комитета 13 февраля 2014 г.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.