Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 503168-6 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (о реализации международных стандартов в области государственного контроля за выполнением требований к аэродромам, вертодромам и их эксплуатации) разработан в целях уточнения норм воздушного законодательства Российской Федерации в части реализации положений стандартов Приложения 14 к Конвенции о международной гражданской авиации (далее - Приложение 14).
Российская Федерация является государством - участником Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, подписанного 30 декабря 1991 г. в Минске, согласно которому (подпункт "в" статьи 7) сертификация воздушных судов, категорированных и международных аэродромов, систем управления воздушным движением, навигации и связи, предприятий, производящих авиационную технику, осуществляется Межгосударственным авиационным комитетом.
Российская Федерация является государством - участником Конвенции о международной гражданской авиации, открытой для подписания 7 декабря 1944 г. в Чикаго, вступившей в силу 4 апреля 1947 г., ратифицированной СССР 15 октября 1970 г. и вступившей в силу для СССР 14 ноября 1970 г.
Статья 15 Конвенции о международной гражданской авиации требует, чтобы на всех аэродромах, открытых для общественного пользования в рамках юрисдикции государства, обеспечивались единообразные условия для воздушных судов всех других Договаривающихся государств - участников Конвенции. Кроме того, статьи 28 и 37 Конвенции о международной гражданской авиации обязывают каждое государство предоставлять на своей территории аэропорты и другие аэронавигационные средства и службы в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой.
В соответствии со статьями 12 и 37 Конвенции о международной гражданской авиации каждое Договаривающееся государство обязуется сотрудничать в обеспечении максимально достижимой степени единообразия правил, стандартов и процедур, касающихся, в том числе, государственного контроля за выполнением требований к аэродромам, вертодромам и их эксплуатации.
Указанные стандарты, правила и процедуры в соответствии со статьей 54 Конвенции о международной гражданской авиации устанавливаются Советом Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО) в стандартах, именуемых приложениями.
Стандарты и рекомендуемая практика Приложения 14 устанавливают требования к аэродромам (Том 1 "Проектирование и эксплуатация аэродромов") и вертодромам (Том 2 "Вертодромы") и их эксплуатации.
Пункт 1.2.1 тома 1 Приложения 14 возлагает ответственность за обеспечение безопасности, регулярности и эффективности полетов воздушных судов на аэродромах на государства, в юрисдикции которых находятся аэродромы.
При разработке нормативных правовых актов, регулирующих деятельность гражданской авиации, в целях реализации стандартов в области контроля за обеспечением безопасности полетов Конвенции о международной гражданской авиации и приложений к ней выявлено, что в воздушном законодательстве Российской Федерации имеются пробелы, устранение которых требует внесения изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации.
Кроме того, часть критически важных для обеспечения безопасности полетов норм по обеспечению безопасности полетов при эксплуатации аэродромов не реализована в законах Российской Федерации.
Например, воздушным законодательством Российской Федерации не установлены функции операторов аэродромов и вертодромов по их эксплуатации, предоставлению аэронавигационной информации об аэродромах (вертодромах), разработке руководства по сертификации аэродрома (вертодрома) и их утверждению уполномоченным органом, а также разработке плана мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродроме (вертодроме).
Законопроектом предусматривается дополнение и уточнение положений Воздушного кодекса Российской Федерации следующими нормами:
а) пункт 1.4.1 тома 1 Приложения 14 устанавливает обязанность государства сертифицировать международные аэродромы, пункт 1.4.2 содержит рекомендацию сертифицировать ряд других аэродромов. Инструктивный материал по нормативным рамкам приводится в Руководстве по сертификации аэродромов (Doc. 9774 AN/969 ИКАО).
В Руководстве по сертификации аэродромов приведены примеры критериев, которые государство может установить для определения аэродромов, подлежащих обязательной сертификации.
Разнообразие подходов ИКАО по определению критерия обязательной сертификации аэродромов потребовало проведение дополнительного анализа воздушного законодательства государств, имеющих развитую гражданскую авиацию и обширную территорию.
В законодательстве США (пункт 139.1 "Part 139 Certification of airports") устанавливает, что не требуется сертификация аэродромов для осуществления регулярных коммерческих перевозок на воздушных судах с количеством посадочных мест для пассажиров 9 и менее, нерегулярных коммерческих перевозок на воздушных судах с количеством посадочных мест для пассажиров 31 и менее.
В законодательстве Австралии (пункты 1.1.12А, 1.1.1.2В, 1.1.1.3 и 3.1.1.1 "Manual of Standards Part 139 - Aerodromes") не подлежат обязательной сертификации аэродромы, использующиеся для осуществления регулярных и чартерных коммерческих перевозок на воздушных судах с количеством посадочных мест для пассажиров 30 и менее и взлетным весом, не превышающим 5700 кг.
Учитывая международный опыт, рекомендации ИКАО и парк гражданских воздушных судов Российской Федерации, проектом федерального закона предлагается установить обязательную сертификацию для следующих аэродромов:
аэродромов, используемых для осуществления регулярных коммерческих воздушных перевозок, за исключением аэродромов, предназначенных для взлета и посадки воздушных судов с количеством посадочных мест для пассажиров не более 20, используемых, как правило, на местных воздушных линиях в России;
аэродромов, открытых для международных полетов, необходимость сертификации которых установлена в Приложении 14.
Указанные критерии реализуются в изменениях, вносимых в пункт 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;
б) в пункт 1 статьи 8 и в пункт 1 статьи 48 Воздушного кодекса Российской Федерации вносятся изменения с целью конкретизации перечня наземного оборудования и других объектов, подлежащих обязательной сертификации. Кроме того, в статью 8 вносятся изменения в целях гармонизации воздушного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании с учетом норм Конвенции о международной гражданской авиации, а также приведения процедур аттестации авиационного персонала в соответствие с трудовым законодательством и исключения дублирования норм, регулирующих регистрацию в гражданской авиации;
в) изменения в пункт 6 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации, а также изменения в пункт 1 статьи 49 вызваны необходимостью исключения последовательного дублирования процедур сертификации аэродрома процедурами допуска аэродрома к эксплуатации;
г) изменения, вносимые в пункты 1, 4, 5 статьи 41 Воздушного кодекса Российской Федерации, уточняют положения при регистрации аэродромов, вводят нормы, устанавливающие выдачу свидетельства о регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации, исключают дублирование процедур регистрации аэродромов и аэропортов в связи с отсутствием аэропортов, в состав которых не входит аэродром;
д) изменения, вносимые в пункт 2 статьи 48 Воздушного кодекса Российской Федерации, устанавливают законодательные основы для издания правил эксплуатации аэродромов и вертодромов, предусмотренные главами 9 и 10 Приложения 14;
е) изменения, вносимые в пункт 2 статьи 50 Воздушного кодекса Российской Федерации, устраняют противоречие со стандартом пункта 4.1.3 части 1 Приложения 6 к Конвенции о международной гражданской авиации, устанавливающего, что аэродромы и их средства в соответствии с опубликованными условиями их использования постоянно поддерживаются в состоянии пригодности для обеспечения полетов в течение опубликованных часов работы независимо от погодных условий.
Кроме того, в ряд статей Воздушного кодекса Российской Федерации проектом вносятся изменения, связанные с введением определений "вертодром" и "посадочная площадка", а также необходимости распространения требований по обеспечения безопасности полетов на всех аэродромах, на которых производится взлет, посадка, руление и стоянка гражданских воздушных судов.
В целях одновременного вступления в силу федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" и ряда нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Минтранса России, в том числе касающихся сертификации аэродромов, правил эксплуатации аэродромов и вертодромов, а также с учетом практики подготовки и издания нормативных правовых актов, подлежащих изданию в целях реализации федерального закона, вступление в силу федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" представляется целесообразным через триста шестьдесят дней со дня его официального опубликования.
С принятием федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (о реализации международных стандартов в области государственного контроля за выполнением требований к аэродромам, вертодромам и их эксплуатации) будут созданы дополнительные условия для повышения уровня безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации, развития аэродромной сети, местных и региональных воздушных перевозок.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (о реализации международных стандартов в области государственного контроля за выполнением требований к аэродромам, вертодромам и их эксплуатации) не потребует расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (о реализации международных стандартов в области государственного контроля за выполнением требований к аэродромам, вертодромам и их эксплуатации) не потребует расходов из федерального бюджета и не повлечет уменьшение поступлений в федеральный бюджет.
В связи с тем, что принятие данного законопроекта снизит издержки субъектов предпринимательской деятельности и, вероятно, повлечет повышение уровня рентабельности их деятельности, предполагается увеличение поступлений в федеральный бюджет, оценить которое в настоящее время не представляется возможным.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" в части реализации международных стандартов в области государственного контроля за выполнением требований к аэродромам, вертодромам и их эксплуатации потребует принятия:
Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в статью 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ", в части исключения пошлины за государственную регистрацию аэропортов и введения пошлины за государственную регистрацию вертодромов.
Исполнители: Минтранс России, Минэкономразвития России, Минфин России.
Срок - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.