Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 529548-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен:
1) во исполнение пункта 10 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 ноября 2013 г. N 3246-6 Государственной Думы о поручении Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам совместно с Правительством Российской Федерации и со Счетной палатой Российской Федерации подготовить предложения по внесению изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации по:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 ноября 2013 г следует читать как "3246-6 ГД"
оптимизации перечня оснований для внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в закон (решение) о бюджете;
установлению порядка и предельного срока возврата в текущем финансовом году в доходы бюджетов субъектов межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году и возвращенных в федеральный бюджет;
2) для оптимизации текстовой части федерального закона о федеральном бюджете и подготовку нормативно-правовой базы для формирования федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
Вступивший в силу в 2000 году Бюджетный кодекс установил основы бюджетной системы, бюджетного процесса и комплексного регулирования бюджетных правоотношений в Российской Федерации.
За прошедший период было внесено около 80 изменений, при этом ежегодно вносилось от четырех до одиннадцати изменений, что привело к возникновению целого ряда внутренних противоречий и пробелов.
При этом значительная часть внесенных изменений была сведена к решению текущих вопросов бюджетной политики и включению норм, которые передавали полномочия парламента на уровень ведомственных нормативных актов.
Так, порядка 60 оснований действующей редакции Бюджетного кодекса позволяют Правительству Российской Федерации без участия парламента вносить изменения в показатели федерального бюджета, включать объекты капитального строительства в федеральную адресную инвестиционную программу и изменять объемы их финансирования в течение года.
В результате Бюджетный кодекс утратил кодификационное единство, и в настоящее время назрела необходимость его кардинальной переработки, направленной на упорядочение логики и структуры построения единого бюджетного законодательства и разработки новой редакции Бюджетного Кодекса.
Подготовка новой редакции Бюджетного кодекса требует значительного времени и координации усилий Правительства Российской Федерации, парламента и представителей экономического сообщества.
Предлагаемые законопроектом изменения Бюджетного кодекса подготовлены в целях создания условий для формирования бюджетов бюджетной системы в очередном бюджетном цикле и усиления роли парламента в бюджетном процессе.
Оптимизация количества оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись
Действующей редакцией Бюджетного кодекса (пункт 3 статьи 217) установлено 15 оснований для внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в закон (решение) о бюджете. При этом предусмотрено, что в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения и по иным основаниям, связанным с особенностями исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств, установленным законом (решением) о бюджете.
Федеральными законами о федеральном бюджете в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливаются дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета:
направления распределения бюджетных ассигнований, зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов;
основания, связанные с особенностями исполнения федерального бюджета и (или) перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета.
Таким образом, федеральным законом о федеральном бюджете на 2011 год таких оснований было предусмотрено соответственно 20 и 36, на 2012 год - 18 и 39, на 2013 год - 17 и 45, на 2014 год - 13 и 34.
Кроме того, пунктом 7 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены 2 основания, по которым в ходе исполнения федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решениями Министра финансов Российской Федерации без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.
Таким образом, в действующей редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации и федеральными законами о федеральном бюджете сформировалось около 60 оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись.
Законопроектом предлагается внести изменения в пункты 3, 7 и 8 статьи 217 Бюджетного кодекса, которые направлены на оптимизацию перечня оснований для внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
Пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации в новой редакции предусматривает 11 оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись, пункт 7 статьи 217 - 15 оснований, по которым могут быть внесены изменения в сводную бюджетную роспись по решению Министра финансов Российской Федерации.
При этом были исключены такие основания как проведение реструктуризации государственного (муниципального) долга; перераспределение бюджетных ассигнований на обслуживание государственного и муниципального долга; увеличение бюджетных ассигнований за счет экономии по использованию бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг.
Таким образом, количество оснований, которое законопроектом предполагается установить в Бюджетном кодексе, составит 26, что свидетельствует о существенном сокращении общего количества оснований, установленных в настоящее время Бюджетным кодексом и федеральными законами о федеральном бюджете.
Указанный перечень оснований предлагается составить из 14 оснований, содержащихся в действующей редакции Бюджетного кодекса (ряд из них - в уточненной редакции), 2 новых основания, а также 10 оснований, из числа предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, связанных с особенностями исполнения федерального бюджета и перераспределением бюджетных ассигнований.
Кроме этого предлагается дополнить статью 217 пунктом 8, согласно которому законами субъектов и муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, за исключением закона (решения) о бюджете могут предусматриваться дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в соответствии с решениями руководителя финансового органа.
Таким образом, в соответствии с предлагаемыми изменениями в законе (решении) о бюджете будут предусматриваться основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, связанные с особенностями исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, только в случаях использования средств резервных фондов, а также иным образом зарезервированных средств в составе утвержденных бюджетных ассигнований.
Это позволит существенно сократить количество оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись, ежегодно устанавливаемых законами (решениями) о бюджете, что приведет к усилению роли парламента в бюджетном процессе.
Уточнение порядка возврата не использованных межбюджетных трансфертов
Во исполнение пункта 10 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 ноября 2013 года N 3246-6 ГД внесены изменения в Бюджетный кодекс по установлению порядка и предельного срока возврата в текущем финансовом году в доходы бюджетов субъектов межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году и возвращенных в федеральный бюджет.
В целях реализации указанного поручения статью 242 Бюджетного кодекса предлагается дополнить нормой, согласно которой не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
При этом главным администратором бюджетных средств должно быть принято решение о наличии (об отсутствии) потребности в межбюджетных трансфертах, не использованных в отчетном финансовом году.
Возврат востребованных межбюджетных трансфертов в бюджет субъекта, должен осуществляться в течение месяца со дня поступления указанных средств в бюджет, из которого они были ранее предоставлены.
Оптимизация положений федерального закона о федеральном бюджете
Для обеспечения оптимизации положений федерального закона о федеральном бюджете законопроект предусматривает перенос в Бюджетный кодекс ряда норм федерального закона о федеральном бюджете, которые ежегодно утверждались на протяжении нескольких лет.
В этих целях законопроектом предлагается перенести в статьи 51, 56, 57, 93.3, 116, 130, 131 и 156 Бюджетного кодекса нормы, ранее включаемые в текстовую часть закона о федеральном бюджете.
В статьи 51, 56 и 57 Бюджетного кодекса предлагается включить распределение отдельных неналоговых доходов по уровням бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с тем, что в настоящее время отсутствуют единые требования к порядку исчисления, размеру, сроку и условиям уплаты неналоговых доходов, предлагается внести изменение в статью 41 Бюджетного кодекса, согласно которой устанавливаются общие требования, предъявляемые к нормативным правовым актам, в соответствии с которыми взимаются неналоговые доходы, что позволит повысить качество администрирования неналоговых доходов и будет способствовать их собираемости.
Эта норма предполагает, что федеральные органы исполнительной власти должны будут внести необходимые корректировки в правовые акты, регулирующие неналоговые доходы в целях приведения их в соответствие с общими требованиями.
Депутаты Государственной Думы |
Н.С. Максимова |
|
Г.Я. Хор |
|
Л.Я. Симановский |
|
А.М. Макаров |
Члены Совета Федерации |
Е.В. Бушмин |
|
В.Б. Шуба |
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, компенсируемых за счет средств федерального бюджета, и не приведет к выпадению его доходов.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.