Досье на проект федерального закона
Начиная с 90-х годов в стране наблюдается непрерывный рост спроса на рынке сексуальных услуг. По данным, озвученным МВД РФ в 2013 году, только по официальным подсчетам, около 1 млн человек в России вовлечено в занятие проституцией.
Однако наибольшую социальную опасность представляет организация проституции, т.е. сутенерство. Именно сутенеры часто путем угроз, шантажа, насилия привлекают девушек к занятию проституцией и организуют притоны. Достаточно сказать, что, в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург еще с середины 90-х многие притоны даже выпускают свои регулярные печатные издания с рекламой соответствующих услуг. Так, к примеру, при расследовании в 2012 году одного из дел в отношении преступного сообщества, члены которого организовали сеть притонов для занятия проституцией в Санкт-Петербурге, было выявлено, что для данной цели арендовалось большое количество квартир, регулярно издавались и выпускались журналы "Созвездие моделей" и "Vip Models" с рекламой притонов и изображением полуобнаженных женщин, в сети Интернет размещалась реклама о высокооплачиваемой работе администраторами и официантами в ночных клубах, торговых центрах и массажных салонах. И данный случай, увы, весьма типичен.
Правоохранительные органы регулярно проводят разоблачительные рейды, однако на месте закрытых "массажных салонов" немедленно появляются новые. Сутенеры не только получают огромные нелегальные доходы от организации борделей, но и создают опасную криминогенную обстановку в этой среде, где нередко совершаются убийства, кражи, мошенничество, процветает наркомания.
Во многом такая ситуация обуславливается несовершенством законодательства в сфере установления ответственности за сутенерство. С одной стороны, Уголовный кодекс предусматривает ответственность за вовлечение в занятие проституцией (статья 240 УК) и организацию занятия проституцией (статья 241 УК). С другой стороны, статья 6.12 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает ответственность за получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.
Разграничить состав административного правонарушения с составом преступления, предусмотренного статьей 241 Уголовного кодекса, практически невозможно, это признают многие эксперты в области уголовного права.
Однако наличие санкций за одно и то же правонарушение в двух законодательных актах позволяет правоохранительным органам, которые, к сожалению, нередко покровительственно относятся к находящихся на подведомственным им территориям притонам, квалифицировать действия сутенеров и организаторов борделей не как преступление, а как административный проступок, за который полагается всего лишь штраф до двух с половиной тысяч рублей.
Именно подобная "лазейка" в законодательстве дает сутенерам право безбоязненно открывать новые притоны и вовлекать девушек в занятие проституцией.
Не случайно, большая часть дел возбуждается только против лиц, занимающихся проституцией. Так, в минувшем году к административной ответственности за занятие проституцией были привлечены более 10,5 тыс. человек. Но при этом возбуждено всего 496 уголовных дел по статье УК РФ "Вовлечение в занятие проституцией" и 646 дел по статье УК РФ "Организация занятия проституцией". В результате в России, как и во многих странах Европы, можно говорить о де-факто декриминализации организации проституцией при де-юре ужесточении мер борьбы с ней.
По этим причинам законопроектом предлагается признать утратившей силу статью 6.12 Кодекса об административных правонарушениях и включить данный состав преступления в Уголовный кодекс с тем, чтобы любые деяния, направленные на организацию проституции и получение дохода от данной деятельности, квалифицировались только в рамках уголовного законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации"
В связи с принятием данного Федерального закона не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.