Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 555391-6 "О стандартизации в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Обоснование необходимости разработки законопроекта
Проект федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования государственного регулирования в сфере стандартизации.
Законопроект формирует базовые цели, принципы стандартизации, в том числе в сфере обороны и безопасности государства, устанавливает правовой статус национальной системы стандартизации и ее участников, определяет документы по стандартизации, полномочия национального органа Российской Федерации по стандартизации и другие вопросы, касающиеся обеспечения деятельности в сфере стандартизации в рамках национальной системы стандартизации, отвечающей наилучшей международной практике и международным соглашениям в данной сфере.
В целях исключения дублирования (пересечения) областей применения Федерального закона "О техническом регулировании" и Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" из сферы технического регулирования исключены вопросы разработки и принятия стандартов национальной системы стандартизации, а вопросы применения стандартов в сфере технического регулирования (применение на добровольной основе стандартов в целях обеспечения выполнения требований технических регламентов) оставлены в предметной области Федерального закона "О техническом регулировании".
Законопроект увязан с основными направлениями стандартизации, реализация которых предусмотрена Концепцией развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. N 1762-р.
Кроме того, законопроект направлен, в том числе, на усиление роли стандартизации для технического переоснащения и модернизации производства, внедрения инновационных технологий, приведение национального законодательства в соответствие с Соглашением Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле на основе применения Кодекса добросовестной практики применительно к разработке, утверждению и применению стандартов (приложение N 3 к Соглашению Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле).
Сложившаяся национальная система стандартизации в рамках Федерального закона "О техническом регулировании" не отвечает современным экономическим условиям, не позволяет решать широкий круг государственных и социально-экономических задач, в том числе для нужд обороны, преодоления технологического отставания, модернизации российской экономики в целях повышения конкурентоспособности российской продукции.
Увеличился разрыв национальной системы стандартизации с наилучшими международными практиками в сфере стандартизации. Таким образом, национальное законодательство в сфере стандартизации нуждается в коренной модернизации, исходя из приоритетных направлений развития стандартизации, закрепленных Концепцией развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации.
Основное содержание законопроекта
Законопроект формирует правовые основы единой государственной политики в сфере стандартизации.
Законопроект призван, в том числе, унифицировать применяемую терминологию в соответствии с международной практикой, что позволяет:
гармонизировать документы национальной системы стандартизации с международными документами и, в конечном итоге, обеспечить признание результатов оценки соответствия;
расширить перечень документов национальной системы стандартизации.
Так, на законодательном уровне закрепляется понятие "технические условия", под которыми понимается вид стандарта организации, принятый изготовителем продукции (исполнителем работы (услуги)), устанавливающий требования к безопасности и качественным показателям продукции (работы, услуги) и методам ее контроля. Такие документы широко используются на практике, для производства конкретной продукции, при оказании услуг (выполнении работ), их применение определено законами государств-членов Таможенного союза (Закон Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации", Закон Республики Казахстан "О стандартизации"), международными руководствами по стандартизации.
Законопроектом устанавливаются требования к национальной системе стандартизации, национальному органу Российской Федерации по стандартизации, техническим комитетам по стандартизации, документам по стандартизации.
Новеллой законопроекта является включение в число участников национальной системы стандартизации проектных технических комитетов по стандартизации, которые предлагается создавать на временной основе для решения целевых задач по организации и проведению работ по стандартизации в соответствии с установленной компетенцией в случае, если соответствующий технический комитет по стандартизации не создан, или работы по стандартизации затрагивают вопросы компетенции нескольких технических комитетов по стандартизации.
Скорректированы положения Федерального закона "О техническом регулировании", касающиеся планирования работ по стандартизации. В частности с учетом достижений науки, техники и технологий передового отечественного и зарубежного опыта, предусмотрена разработка программы научных исследований в области стандартизации и перспективных программ развития стандартизации в отраслях экономики.
Реализация данных положений невозможна без включения в национальную систему стандартизации научных организаций по стандартизации, что предусмотрено законопроектом.
Одним из существенных направлений развития стандартизации является использование стандартов, как элемента "надлежащей практики нормативного регулирования" или его совершенствования. Законопроектом предусматривается возможность применения ссылок на национальные стандарты в нормативных правовых актах Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Такое положение отвечает наилучшей международной практике, что закреплено в Рекомендациях D ЕЭК ООН 2013 г., Рекомендациях Международной организации по стандартизации (ИСО).
Определен механизм пересмотра национальных стандартов, на которые даны ссылки в нормативных правовых актах. Такой подход соответствует международной практике и применяется в США, Франции, Австрии и других государствах.
В целях реализации единой государственной политики в области стандартизации и с учетом интересов экономики страны законопроект предусматривает, что международные стандарты, региональные стандарты, стандарты иностранных государств применяются для широкого использования на территории Российской Федерации посредством принятия соответствующих национальных стандартов. Вместе с тем заинтересованные предприятия вправе применять такие стандарты напрямую без их адаптации в качестве национальных стандартов, что может способствовать трансферту современных достижений науки и техники в рамках деятельности конкретных предприятий.
В целях использования наилучшей международной практики по изданию и распространению документов по стандартизации, законопроектом предусмотрено право национального органа Российской Федерации по стандартизации официально публиковать и распространять национальные стандарты, предварительные национальные стандарты, своды правил. При этом в открытом доступе будут находиться национальные стандарты, обеспечивающие применение технических регламентов, национальные стандарты, применяемые при обязательном подтверждении соответствия продукции до вступления в силу соответствующих технических регламентов, а также национальные стандарты, включенные в перечень национальных стандартов, на которые были даны ссылки в нормативных правовых актах Российской Федерации, нормативных правовых актах Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", а также основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации.
Законопроектом предусматривается, что государственным библиотекам, в том числе специально созданным библиотекам стандартов в федеральных округах, библиотекам Российский академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений предоставляются документы национальной системы стандартизации на условиях договора с национальным органом Российской Федерации по стандартизации.
Для информирования пользователей о принадлежности документов к документам национальной системы стандартизации законопроектом вводится знак национальной системы стандартизации. Согласно законопроекту этим знаком маркируется продукция (работа, услуга) в случае, если изготовитель (поставщик, исполнитель) публично заявил, что продукция (работа, услуга) произведена по соответствующим национальным стандартам. Это будет способствовать предупреждению введения потребителя в заблуждение.
Законопроект определяет основные задачи и формы международного сотрудничества в сфере стандартизации посредством участия национального органа Российской Федерации по стандартизации в международных и региональных организациях по стандартизации.
Законопроектом также установлены источники финансирования работ по стандартизации в рамках общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых на реализацию единой государственной политики в сфере стандартизации. При этом расходы на увеличение штатной численности национального органа Российской Федерации по стандартизации не потребуются.
Законопроект предусматривает необходимость преобразования стандартов отраслей промышленности (ведомственных отраслевых стандартов) в национальные стандарты или своды правил в течение десяти лет с момента его вступления в силу. Это позволит сохранить нормативные требования, применяемые в ряде отраслей промышленности.
Таким образом, законопроект позволит сформировать современный механизм правового регулирования отношений в сфере стандартизации, направленных на повышение вклада стандартизации в экономику Российской Федерации.
Место законопроекта в системе действующего законодательства
Законопроект в соответствии с классификатором нормативных правовых актов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 511, относится к отрасли законодательства под рубрикой 020.000.000, то есть к основам государственного управления.
Социально-экономические, политические и юридические последствия реализации данного закона
Введение в действие законопроекта позволит повысить эффективность деятельности в сфере стандартизации, в том числе в области социально-экономического развития Российской Федерации, будет способствовать формированию инновационного потенциала страны и повышению конкурентоспособности российских товаров на зарубежных рынках.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Реализация норм Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" будет осуществляться заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников их центральных аппаратов и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на выполнение установленных функций.
Функционирование федерального информационного фонда стандартов и его финансовое обеспечение будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете соответствующему федеральному органу исполнительной власти (Росстандарту).
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие федеральные законы:
1. Федеральный закон от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" (Минсельхоз России (головной исполнитель), Минпромторг России, Минэкономразвития России, срок внесения в Правительство Российской Федерации - апрель 2015 г.) в части расширения направлений деятельности в сфере животноводства посредством применения документов по стандартизации.
2. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Госкорпорация "Росатом" (головной исполнитель), Минпромторг России, Минэкономразвития России, срок внесения в Правительство Российской Федерации - апрель 2015 г.) в части стандартизации продукции, для которой устанавливаются требования безопасности в области использования атомной энергии, а также соответственно процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения такой продукции.
3. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (Минпромторг России (головной исполнитель), Минэкономразвития России, срок внесения в Правительство Российской Федерации - апрель 2015 г.) в части уточнения применяемых основных понятий в сфере стандартизации.
4. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (Минпромторг России (головной исполнитель), Минэкономразвития России, Росстандарт, срок внесения в Правительство Российской Федерации - апрель 2015 г.) в части уточнения предмета и сферы его применения, а также исключения из него положений, касающихся правоотношений в сфере стандартизации.
5. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Минтранс России (головной исполнитель), Минпромторг России, Минэкономразвития России, срок внесения в Правительство Российской Федерации - апрель 2015 г.) в части уточнения правовых основ стандартизации на железнодорожном транспорте.
6. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Минэкономразвития России (головной исполнитель), Минпромторг России, срок внесения в Правительство Российской Федерации - апрель 2015 г.) в части уточнения документов, используемых для идентификации объектов закупок, установления технических и качественных характеристик, а также применения в этих целях ссылок на национальные стандарты для упрощения процедур закупок и (или) повышения их эффективности.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" потребует:
1. Внесения изменений в следующие акты Правительства Российской Федерации:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. N 458 "Об опубликовании и размере платы за опубликование уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта" (Минпромторг России (головной исполнитель), Росстандарт, срок внесения в Правительство Российской Федерации - апрель 2015 г.) в части корректировки норм, регулирующих вопросы опубликования проектов национальных стандартов;
2) постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 500 "О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию" (Минпромторг России (головной исполнитель), Росстандарт, срок внесения в Правительство Российской Федерации - апрель 2015 г.) в части корректировки норм о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в связи с созданием (в рамках данного федерального закона) отдельного федерального информационного фонда стандартов;
3) постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. N 594 "Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации" (Минпромторг России (головной исполнитель), Росстандарт, срок внесения в Правительство Российской Федерации - апрель 2015 г.) в части правоотношений, связанных с правилами опубликования документов по стандартизации национальной системы стандартизации;
4) постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" (Минпромторг России (головной исполнитель), Росстандарт, срок внесения в Правительство Российской Федерации - апрель 2015 г.) в части уточнения задач и функций Росстандарта;
5) постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N 791 "Об утверждении Правил финансирования за счет средств федерального бюджета расходов в области технического регулирования" (Минфин России (головной исполнитель), Минпромторг России, срок внесения в Правительство Российской Федерации - апрель 2015 г.) в части исключения из статьи 45 Федерального закона "О техническом регулировании" расходов, связанных с работами по стандартизации, которые финансируются за счет средств федерального бюджета;
6) постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" (Минпромторг России, срок внесения в Правительство Российской Федерации - апрель 2015 г.) в части уточнения полномочий Министерства;
7) постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил" (Минпромторг России (головной исполнитель), Росстандарт, срок внесения в Правительство Российской Федерации - апрель 2015г.) в части корректировки положений, которые регулируют отношения в сфере разработки и утверждения сводов правил;
8) постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 822 "Об утверждении Положения об особенностях стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции" (Минобороны России (головной исполнитель), Минпромторг России, ФСБ России, МВД России, срок внесения в Правительство Российской Федерации - апрель 2015 г.) в части исключения норм, определяющих особенности стандартизации, а также установление правил стандартизации в отношении указанных продукции и процессов;
9) постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2013 г. N 173 "Об утверждении положений об особенностях стандартизации продукции (работ, услуг), для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции" (Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" (головной исполнитель) Минпромторг России, срок внесения в Правительство Российской Федерации - апрель 2015 г.) в части исключения норм, определяющих особенности стандартизации, а также установление правил стандартизации в отношении указанной продукции и процессов.
2. Принятие следующих актов Правительства Российской Федерации:
1) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил финансирования за счет средств федерального бюджета расходов на работы по стандартизации" (Минфин России (налоговый кодекс), Минпромторг России, срок внесения в Правительство Российской Федерации - апрель 2015 г.) в части установления порядка финансирования расходов на работы по стандартизации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.