Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Заключение Счетной палаты РФ от 20 июня 2014 г. N ЗСП-283/05-01 на проект федерального закона N 517191-6 "О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций" (не действует)

Заключение Счетной палаты РФ от 20 июня 2014 г. N ЗСП-283/05-01
на проект федерального закона N 517191-6 "О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций"

 

Досье на проект федерального закона

 

Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 517191-6 "О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы от 22 мая 2014 г. N 171.

Законопроект, внесенный Правительством Российской Федерации, подготовлен в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 21 марта 2012 г. N Пр-707 и предусматривает создание института финансового уполномоченного по правам потребителей услуг финансовых организаций, в рамках которого будет учреждена Служба финансовых уполномоченных по правам потребителей услуг финансовых организаций (далее - Служба).

Финансовый уполномоченный, согласно законопроекту, - должностное лицо Службы, осуществляющее деятельность по охране и защите прав и интересов потребителей услуг финансовых организаций, которое будет рассматривать обращения физических лиц в отношении услуг, оказываемых кредитными организациями, страховыми организациями, обществами взаимного страхования.

Концепция законопроекта Счетной палатой Российской Федерации в целом поддерживается, однако по тексту законопроекта имеются отдельные замечания.

В статье 2 законопроекта не определен исчерпывающий перечень финансовых организаций, которые могут входить в состав Службы. Вследствие этого возможно неоднозначное толкование термина "финансовые организации".

Часть 1 статьи 6 законопроекта предусматривает, что финансовые уполномоченные рассматривают обращения, связанные с изменением, исполнением и прекращением денежных обязательств по предоставлению услуг. Считаем, что приведенная формулировка нуждается в уточнении, поскольку словосочетание "денежные обязательства по предоставлению услуг" не указывает на вид и характер услуг и может относиться к любым услугам (перевозка, хранение, консалтинг и т.д.).

Представляется нелогичным положение пункта 11 части 2 статьи 6 законопроекта, в соответствии с которым финансовые уполномоченные не рассматривают обращения по вопросам реструктуризации задолженности. Значительная часть проблем, с которыми сталкиваются граждане-потребители финансовых услуг, связана с обслуживанием задолженности, поэтому исключение вопросов ее реструктуризации из сферы компетенции финансовых уполномоченных в значительной степени ограничит возможности достижения поставленных перед ними целей.

Согласно пункту 12 части 2 статьи 6 законопроекта, финансовые уполномоченные не рассматривают обращения, затрагивающие интересы третьих лиц, что значительно сужает круг потенциальных заявителей, поскольку условием кредитных договоров нередко является требование об обеспечении обязательств заемщика поручительством третьих лиц. Рассмотрение обращений по подобным сделкам, на наш взгляд, следует включить в сферу полномочий финансового уполномоченного.

В соответствии с частями 5 и 7 статьи 6 законопроекта, предельный размер имущественных требований по обращениям, рассматриваемым финансовым уполномоченным, в отношении кредитных организаций определен в пятьсот тысяч рублей, в отношении страховых организаций - сто тысяч рублей. При этом в пояснительной записке к законопроекту указанные предельные размеры не обосновываются.

Согласно финансово-экономическому обоснованию, реализация федерального закона "О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, так как в соответствии со статьей 27 законопроекта источниками формирования имущества Службы являются имущественные взносы Банка России, обязательные платежи, осуществляемые организациями, и иные не запрещенные федеральными законами поступления.

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что первоначальные расходы на создание Службы составят около 26,5 млн. рублей и будут осуществляться в основном за счет добровольных перечислений финансовых организаций и их объединений, а также обязательных платежей от организаций, присоединившихся к Службе. При этом цели, на которые будут направлены первоначальные расходы, не раскрываются.

Также в материалах к законопроекту не указано, вследствие каких причин финансовые организации и их объединения будут осуществлять добровольные перечисления на создание Службы в соответствующих объемах.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 32 законопроекта, Банк России в течение 6 месяцев со дня официального опубликования рассматриваемого законопроекта учреждает Службу и вносит имущественный взнос для обеспечения ее деятельности.

Кроме того, полагаем, что порядок исчисления размеров обязательных платежей для организаций должен быть предусмотрен законопроектом (например, по аналогии с порядком исчисления и уплаты страховых взносов, определенным статьей 36 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации").

Принимая во внимание актуальность законопроекта, направленного на защиту граждан при получении финансовых услуг, Счетная палата Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению.