Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 599011-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со Стратегией развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. N 1201-р, предусматривается необходимость повышение уровня применяемых технологий при выдаче и сопровождении ипотечных жилищных кредитов, а также при секьюритизации ипотечных жилищных кредитов, включая использование унифицированных информационных и технологических систем и внедрение электронного документооборота (электронный учет прав по закладной).
Как свидетельствует международный опыт, внедрение электронного документооборота позволяет сократить время обработки документов на 70%, а количество бумажных документов снижается на 75%.
Сокращение издержек ипотечного залогодержателя и кредитора предполагает возможность создания более выгодных условий кредитования для потребителя (заемщика), в том числе путем снижения процентных ставок по кредитам, поскольку процентная ставка по ипотечному кредиту или займу формируется с учетом стоимости привлечения денежных средств, а также рисков и операционных издержек кредитора.
Основной целью проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" является закрепление в законодательстве положений о выдаче и обращении закладных в электронной форме (электронной закладной).
Законодательством Российской Федерации предусмотрена закладная в форме бумажного документа, содержащего определенные реквизиты, часть из которых формализована законом. При этом выпуск бумажной закладной связан со значительным числом неудобств, издержек и рисков, которые возникают при работе с большими пулами закладных. Негативные стороны выпуска и обращения закладной в бумажной форме могут быть устранены путем установления в законодательстве института электронной закладной.
Положительный эффект от предполагаемых законопроектом изменений, устанавливающих регулирование выдачи и оборота закладных, заключается в следующем:
минимизация издержек (временных, материальных), связанных с подготовкой бумажного варианта закладной; минимизация издержек, связанных с передачей и хранением закладных (в первую очередь, это важно для банков, осуществляющих розничное ипотечное кредитование и рефинансирование ипотечных кредитов);
устранение электронной закладной рисков, присущих бумажной закладной (рисков утраты закладной и необходимости проведения процедуры мортификации прав по утраченной ценной бумаге);
упрощение стандартизации содержания закладных;
повышение качества взаимодействия участников рынка ипотеки и регулирующих органов посредством введения в оборот электронной закладной.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - законопроект) потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. Приказ Минэкономразвития России от 22 марта 2013 г. N 147 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату и номер названного приказа Минэкономразвития России следует читать как "14 мая 2010 г. N 180"
Основание: статья 7 Закона о регистрации в редакции законопроекта.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Приказ Минэкономразвития России от 1 сентября 2011 г. N 440 "Об утверждении форм документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Основание: статья 7 Закона о регистрации в редакции законопроекта.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Также принятие законопроекта потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Приказ Банка России "Об утверждении особенностей депозитарного учета и перехода прав по электронной закладной".
Основание: статья 13.1 Закона об ипотеке в редакции законопроекта.
Головной исполнитель - Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
Срок готовности - в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Приказ Минэкономразвития России "О порядке заполнения в электронном виде формы электронной закладной".
Основание: статья 13.1 Закона о регистрации в редакции законопроекта.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.