Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 599671-6 "О внесении изменения в статью 75 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона "О внесении изменения в статью 75 Уголовного кодекса Российской Федерации" подготовлен в целях устранения выявленной в правоприменительной практике неопределенности нормы уголовного права.
Так, в части первой статьи 75 "Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) нормативно определены условия, при которых лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Освобождение от уголовной ответственности по этому основанию может применяться при условии, если после совершения вышеназванных преступлений лицо:
1) добровольно явилось с повинной;
2) способствовало раскрытию и расследованию преступления;
3) возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления.
Из содержания указанной нормы усматривается, что только наличие совокупности этих трех условий дает возможным освобождение от уголовной ответственности.
Как показывает судебная практика, наиболее сложным являются вопросы правильного толкования такого условия освобождения от уголовной ответственности как "способствование раскрытию и расследованию преступления". Это обусловлено тем обстоятельством, что в части первой статьи 75 УК РФ в норме не содержится положение, раскрытию и расследованию какого преступления должен способствовать виновный.
В связи с этим пробелом в законодательстве Верховный Суд Российской Федерации вынужден обращать внимание на этот вопрос в своих постановлениях, однако даже это не исключает отступлений конкретным носителем судебной власти в применении данной нормы.
В то же время следует иметь в виду, что законодательство более подробно регулирует вопросы ответственности лиц, которые оказывают действенную помощь органам предварительного следствия в раскрытии преступления, изобличении всех лиц, его совершивших и совершивших иные преступления. Так, согласно требованиям статьи 317.1 "Порядок заявления ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве" Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации подозреваемый или обвиняемый вправе заявлять ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с момента начала уголовного преследования, в котором наряду с другими вопросами указывает, какие действия он обязуется совершить в целях содействия следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления. При соблюдении подсудимым всех условий и выполнении всех обязательств, предусмотренных заключенным с ним досудебным соглашением о сотрудничестве, судья постановляет обвинительный приговор. По усмотрению суда подсудимому с учетом положений статей 64 "Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление", 73 "Условное осуждение" и 80.1 "Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки" УК РФ могут быть назначены более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление, условное осуждение или он может быть освобожден от отбывания наказания.
В целях устранения вышеназванного пробела и установления единого правового подхода (стандарта), заключающегося в четкой правовой определенности нормы уголовного права, поощряющей поведение лица по раскрытию и расследованию преступлений, часть первую статьи 75 УК РФ настоящим законопроектом предлагается дополнить положением, что лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если лицо добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию преступления, совершенного с его участием.
Это позволит, по мнению автора, повысить эффективность судебной практики при разрешении вопросов об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших перечисленные в статье 75 УК РФ преступления, в связи с деятельным раскаянием.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" 1 апреля 2014 года указанный законопроект был направлен для получения официальных отзывов в Правительство Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации.
Из Верховного Суда Российской Федерации официальный отзыв поступил за N 2-ВС-1613/14 от 17 апреля 2014 года, из Правительства Российской Федерации - за N 5627п-П4 от 1 сентября 2014 года.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации в отзыве усматривается, что, основываясь на предложениях некоторых судов, в пункте 5 постановления от 27 июня 2013 года N 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности дано толкование нормы статьи 75 Уголовного кодекса РФ, совпадающее по смыслу с концепцией законопроекта.
Данное обстоятельство убедительно свидетельствует о том, что в действующей редакции статьи 75 Уголовного кодекса РФ отсутствует правовая определенность нормы о способствовании раскрытию преступления лицом, подлежащим освобождению от уголовной ответственности. Отсутствие такой определенности создает коллизию, когда согласно вышеуказанной нормы УПК лицо должно способствовать раскрытию преступлений, совершенных другими лицами.
Неоднократные рекомендации законодателю Конституционного Суда Российской Федерации о необходимости правовой определенности в принимаемых законах подтверждает правильность предлагаемого автором изменения статьи 75 Уголовного кодекса РФ.
Согласно позиции в отзыве Правительства Российской Федерации признано целесообразным внести не предлагаемое автором изменение в статью 75 УК РФ, а дать полную редакцию части 1 этой статьи с учетом прежней редакции и вносимого изменения.
По мнению автора законопроекта, данное предложение является не вполне оправданным, так как текст действующей нормы значительно превосходит по объему предлагаемое автором изменение.
Более того, предложение Правительства Российской Федерации не влечет изменение концепции законопроекта.
Таким образом, в случае принятия законопроекта в качестве федерального закона институт освобождения от уголовной ответственности по статье 75 УК РФ будет способствовать защите интересов лиц, впервые совершивших преступления.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 75 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 75 Уголовного кодекса Российской Федерации" и его реализация не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или отмене в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 75 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 75 Уголовного кодекса Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения других действующих нормативных правовых актов или принятия новых нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.