Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 603083-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов" (далее - проект федерального закона) разработан в соответствии с пунктами 1 и 11 плана мероприятий по повышению мобильности граждан Российской Федерации на 2014 - 2018 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. N 663-р.
Ситуация, сложившаяся на рынке труда Российской Федерации, характеризуется территориальной диспропорцией спроса и предложения и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда, а также территорий, испытывающих острую потребность в трудовых ресурсах, отчасти восполняемую за счет ежегодного привлечения для осуществления трудовой деятельности иностранных работников.
При этом диспропорция спроса и предложения на рынке труда субъектов Российской Федерации вызвана структурной безработицей. Это приводит к ситуации, при которой по отдельным профессиям в одном регионе может наблюдаться дефицит рабочей силы, а в другом - переизбыток.
Отсутствие на рынке труда субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, вакансий по имеющейся у него профессии (специальности) препятствует реализации гражданином его права на труд и на достойную оплату труда.
Осуществление трудовой деятельности на достойных условиях позволяет повысить уровень дохода граждан, дает стимул гражданину к профессиональному развитию, созданию семьи и рождению детей.
Длительная безработица, в свою очередь, приводит к снижению мотивации к труду и саморазвитию и, как следствие, к росту социальной напряженности в отдельных местностях. Кроме того, граждане, оставаясь незанятыми, теряют квалификацию.
В настоящее время внутренняя трудовая миграция преимущественно направлена в три субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москву и Санкт-Петербург, а также Московскую область.
В связи с этим проблема стимулирования территориальной мобильности трудовых ресурсов является особенно актуальной.
С целью переориентации данных потоков и направления их в субъекты Российской Федерации, в которые требуется привлечение трудовых ресурсов, необходимо стимулирование привлечения трудовых ресурсов на территории, не относящиеся к территориям естественной миграционной привлекательности.
Актуальным является привлечение трудовых ресурсов на территории, являющиеся стратегически важными для Российской Федерации, например приграничные территории, территории Дальнего Востока и Сибири.
В целях создания новых точек притяжения трудовых ресурсов в регионах стратегического и опережающего развития, условий для переезда граждан Российской Федерации в указанные субъекты Российской Федерации предлагается определить нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации субъекты Российской Федерации, являющиеся территориями приоритетного привлечения трудовых ресурсов.
В качестве территорий приоритетного привлечения трудовых ресурсов наряду со стратегически важными для Российской Федерации целесообразно рассматривать территории, на которых реализуются значимые инвестиционные проекты, формируются и развиваются инновационные кластеры и/или особые экономические зоны и которые при этом испытывают потребность в дополнительных трудовых ресурсах.
Одновременно представляется нецелесообразным стимулирование перераспределения трудовых ресурсов между субъектами Российской Федерации, отнесенными к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов.
В качестве механизма, используемого для стимулирования миграции трудовых ресурсов, предлагается разработка региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов (далее - региональные программы).
Основанием для начала разработки региональной программы является наличие работодателей, реализующих крупные инвестиционные проекты и заявивших о потребности в работниках, удовлетворение которой за счет трудовых ресурсов, имеющихся в субъекте Российской Федерации, невозможно.
Расходы работодателя на наем персонала при отсутствии достаточных трудовых ресурсов значительно возрастают. Наиболее характерна указанная ситуация для трудонедостаточных субъектов Российской Федерации.
Создание привлекательных для переезда граждан условий формирует дополнительные обязательства работодателя и субъекта Российской Федерации по предоставлению жилья, развитию и доступности инфраструктуры.
Как показывает практика, указанные расходные обязательства в ряде случаев принимает на себя работодатель.
Перечень мер поддержки, осуществляемых конкретным работодателем в отношении граждан, переезжающих для трудоустройства, определяется индивидуально в каждом конкретном случае на основе базового регионального перечня мер поддержки, установленного региональной программой, и закрепляется в соответствующем соглашении, заключаемом между субъектом Российской Федерации и работодателем. При этом перечень мер поддержки служит как повышению привлекательности трудоустройства у данного работодателя, так и формированию безусловных обязательств работодателя перед работниками по их осуществлению.
С учетом изложенного для удовлетворения потребности работодателей в работниках предлагается осуществлять финансовую поддержку работодателей, привлекающих работников и членов их семей на территории приоритетного привлечения трудовых ресурсов.
Предполагается, что совокупный размер финансовой поддержки, предоставляемой работодателю на осуществление мер поддержки работников за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, составит 225 тыс. рублей на 1 человека (150 тыс. рублей за счет федерального бюджета и 75 тыс. рублей за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации).
В целях повышения информированности работодателей и работников предусматривается развитие Информационно-аналитической системы общероссийской базы вакансий "Работа в России".
Для создания механизма стимулирования привлечения трудовых ресурсов на территории приоритетного привлечения трудовых ресурсов проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в части наделения:
Правительства Российской Федерации полномочиями по:
утверждению перечня субъектов Российской Федерации, относящихся к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов;
разработке и реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на повышение мобильности трудовых ресурсов;
утверждению правил предоставления субъектам Российской Федерации, отнесенным к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов, субсидий на реализацию региональных программ;
принятию решений о выделении средств из федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели;
утверждению перечня сведений, содержащихся в Информационно-аналитической системе общероссийской базы вакансий "Работа в России", порядка ее формирования и ведения, в том числе порядка размещения информации в указанной системе федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами;
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации полномочиями по утверждению:
типовой региональной программы и методических рекомендаций по ее разработке;
формы и порядка предоставления сертификата на привлечение трудовых ресурсов в субъекты Российской Федерации, отнесенные к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов (далее - сертификат).
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предлагается предоставить право на разработку региональных программ с учетом заключенных с работодателями соглашений об участии в региональной программе.
Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предлагается устанавливать порядок и критерии отбора инвестиционных проектов, для реализации которых планируется привлекать трудовые ресурсы из других субъектов Российской Федерации, порядок и критерии отбора работодателей, имеющих право на получение сертификата, а также порядок предоставления им финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом.
Реализация предлагаемого механизма позволит стимулировать работодателей создавать привлекательные условия для работников из других субъектов Российской Федерации с целью повышения их мотивации к переезду.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов"
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работникам предоставляются гарантии и компенсации при переезде на работу в другую местность (оплата переезда, переобучение, жилищное обустройство).
При их предоставлении соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
В регионах, удаленных от Центральной России, издержки работодателя на предоставление работникам предусмотренных действующим трудовым законодательством гарантий и компенсаций при переезде на работу в другую местность выше, чем при переезде работников в пределах центральных районов Российской Федерации. Предположительная оценка возникающих расходов на 1 человека составляет:
на проезд - от 3,5 тыс. до 50 тыс. рублей;
на обустройство - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей;
на наем или аренду жилья - от 34 тыс. до 130 тыс. рублей в год;
на обучение - от 10 тыс. до 250 тыс. рублей.
Таким образом, в среднем затраты работодателя на привлечение 1 работника из другого региона составляют примерно 300 тыс. рублей.
Предполагается, что предоставление работодателю сертификата на привлечение трудовых ресурсов в субъекты Российской Федерации, отнесенные к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов, стоимостью 225 тыс. рублей, позволит компенсировать ему примерно 75% указанных затрат. Оказание работодателю такой финансовой поддержки является мерой, направленной на привлечение работников в субъекты Российской Федерации, включенные в перечень территорий приоритетного привлечения трудовых ресурсов.
Финансовое обеспечение указанной поддержки предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из расчета 150 тыс. рублей на 1 человека, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации из расчета 75 тыс. рублей на 1 человека.
Объем средств федерального бюджета, необходимых для софинансирования реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в 2015 - 2018 годах (при нормативе 150 тыс. рублей на 1 человека), составляет:
в 2015 году - 2,25 млрд. рублей (на реализацию пилотных проектов в 4 субъектах Российской Федерации, исходя из 15 тыс. участников: 150 тыс. рублей х 15 тыс. человек = 2,25 млрд. рублей);
в 2016 году - 10,5 млрд. рублей (исходя из 70 тыс. участников: 150 тыс. рублей х 70 тыс. человек = 10,5 млрд. рублей);
в 2017 году - 16,5 млрд. рублей (исходя из 110 тыс. участников: 150 тыс. рублей х 1Ю тыс. человек = 16,5 млрд. рублей);
в 2018 году - 22,5 млрд. рублей (исходя из 150 тыс. участников: 150 тыс. рублей х 150 тыс. человек = 22,5 млрд. рублей).
При оценке финансово-экономических последствий принятия проекта федерального закона необходимо принимать во внимание соотношение затрат, которые понесет бюджет при реализации предлагаемого механизма, и полученной от его реализации экономической выгоды. Так, в 2013 году экономический эффект от 1 рабочего места в Российской Федерации в ВВП Российской Федерации составил 935 066 рублей.
В расчете на предполагаемое число участников указанных региональных программ, которые займут вакантные и вновь создаваемые рабочие места, экономический эффект составит в 2015 году 14,026 млрд. рублей, в 2016 году - 79,481 млрд. рублей, в 2017 году - 182,338 млрд. рублей, в 2018 году - 322,598 млрд. рублей.
Таким образом, реализация механизма, предлагаемого проектом федерального закона, позволит улучшить ситуацию на рынке труда, а также содействовать развитию экономики Российской Федерации.
Средства Федеральной службе по труду и занятости на реализацию мероприятий по развитию информационно-аналитической системы общероссийской базы вакансий "Работа в России" в размере 50 млн. рублей предусмотрены Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов"
N п/п |
Наименование проекта федерального закона |
Обоснование необходимости подготовки проекта федерального закона |
Срок подготовки проекта федерального закона |
Краткое описание (цель, предмет и содержание) |
Ответственные исполнители |
1. |
"О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" |
В целях соблюдения положительного эффекта от финансовой поддержки, оказываемой работодателю при привлечении работников из других субъектов Российской Федерации, целесообразно предусмотреть иной порядок учета указанных средств, а также освободить от обложения налогом на доходы физических лиц средства, получаемые работником в рамках предоставления мер поддержки |
В течение трех месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов" |
Принятие Федерального закона позволит создать дополнительные условия для повышения мобильности трудовых ресурсов |
Минтруд России Минфин России |
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки нормативного правового акта |
Срок подготовки нормативного правового акта |
Краткое описание (цель, предмет и содержание) нормативного правового акта |
Ответственные исполнители |
1. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, относящихся к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов" |
Принятие постановления необходимо для определения субъектов Российской Федерации, которым будут предоставляться субсидии из федерального бюджета на реализацию региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов |
В течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов" |
Постановлением будет установлен перечень субъектов Российской Федерации, которым будут предоставляться субсидии из федерального бюджета на реализацию региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов |
Минтруд России Минрегион России Минфин России Минэкономразвития России Минвостокразвития России |
2. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации" |
В целях реализации положений Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов" потребуется подготовка подзаконных нормативных правовых актов. Полномочия по разработке указанных нормативных правовых актов целесообразно возложить на Минтруд России |
В течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов" |
Постановлением за Минтрудом России закрепляются следующие полномочия: утверждение типовой региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов; согласование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов; утверждение формы и порядка предоставления сертификата на привлечение трудовых ресурсов в субъекты Российской Федерации, включенные в перечень субъектов Российской Федерации, относящихся к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов; формирование и обеспечение деятельности межведомственной комиссии по рассмотрению региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов |
Минтруд России |
3. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субъектам Российской Федерации, отнесенным к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов, субсидий на реализацию региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов" |
Принятие постановления необходимо для предоставления субъектам Российской Федерации, отнесенным к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов, субсидий на реализацию региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов и для предоставления финансовой поддержки работодателям, привлекающим работников на территории приоритетного привлечения трудовых ресурсов |
В течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов" |
Принятие постановления позволит предоставлять субъектам Российской Федерации, включенным в перечень субъектов Российской Федерации, относящихся к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов, субсидий на реализацию региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов |
Минфин России Минтруд России |
4. |
Приказ Минтруда России "Об утверждении типовой региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов" |
Необходимость обеспечения единообразия при реализации норм Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов", касающихся разработки региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов |
В течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов" |
Принятие приказа позволит установить единую форму региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов для всех субъектов Российской Федерации |
Минтруд России |
5. |
Приказ Минтруда России "Об утверждении формы и порядка предоставления сертификата на привлечение трудовых ресурсов в субъекты Российской Федерации, включенные в перечень субъектов Российской Федерации, относящихся к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов" |
Необходимость обеспечения единообразия при реализации норм Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов", касающихся предоставления сертификата |
В течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов" |
Принятие приказа позволит установить для всех субъектов Российской Федерации единые форму и порядок предоставления сертификата |
Минтруд России |
6. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения об Информационно-аналитической системе общероссийской базы вакансий "Работа в России" |
Принятие постановления необходимо для закрепления структуры Информационно-аналитической системы общероссийской базы вакансий "Работа в России", состава сведений, размещаемых в данной системе |
В течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов" |
Принятие приказа позволит установить состав сведений, которые будут размещаться в Информационно-аналитической системе общероссийской базы вакансий "Работа в России" |
Минтруд России Роструд Минкомсвязь России Минфин России Минрегион России |
7. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка и условий согласования региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень субъектов Российской Федерации, относящихся к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов" |
Принятие постановления необходимо для установления механизма рассмотрения и согласования на федеральном уровне региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень субъектов Российской Федерации, относящихся к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов |
В течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов" |
Принятие постановления позволит создать межведомственную комиссию, которая будет рассматривать региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, установить порядок ее формирования и работы, а также определить условия, которым указанные региональные программы должны соответствовать |
Минтруд России Минэкономразвития России Минрегион России Минвостокразвития России Минфин России Минпромторг России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.