Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предусматривается возможность получения российскими гражданами и организациями компенсации за счет бюджетных средств Российской Федерации в случае вынесения судом иностранного государства акта, предусматривающего принудительное исполнение за счет их имущества, в нарушение компетенции суда Российской Федерации.
Согласно финансово-экономическому обоснованию, обеспечение расходных обязательств, связанных в реализацией закона, предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, установленных для выплаты компенсаций Федеральным законом "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".
Вместе с тем предлагаемые законопроектом изменения не могут быть отнесены к предмету регулирования Федерального закона, поскольку целью его принятия являлось закрепление на внутригосударственном уровне компенсаторного механизма, направленного на признание и устранение последствий нарушения права на судопроизводство в разумный срок национальными судами, а также права на исполнение в разумный срок принятых российскими судами судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом не учитываются общепризнанные принципы и нормы международного права, международные обязательства Российской Федерации и положения российского законодательства о договорной подсудности дел о спорах между российскими и иностранными гражданами и организациями, компетенции российских судов, признании и исполнении решений иностранных судов, а также нормы, устанавливающие правила судебного иммунитета иностранного государства.
Противоречит части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации положение законопроекта, в силу которого предлагается обращать взыскание на имущество иностранного государства, в том числе и такое, на которое в соответствии с международными договорами Российской Федерации распространяется иммунитет этого государства.
Согласно сложившейся практике Европейского Суда по правам человека государство добровольно несет ответственность за нарушение, совершенное уполномоченными им лицами, действующими в официальном качестве. В случае нарушения прав иным субъектом (иностранным государством) Российская Федерация не может и не должна претерпевать неблагоприятные последствия, в том числе в виде выплат компенсации из средств бюджетной системы с последующим ее взысканием в регрессном порядке.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 23 июня 2014 г. N 3852п-П4 "Заключение на проект федерального закона N 607554-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы В.А. Поневежским"
Текст письма официально опубликован не был