Досье на проект федерального закона
Решение проблем перехода российской экономики на инновационный путь развития требует надлежащего кадрового обеспечения научно-технической сферы, образовательных организаций высшего образования и образовательных организаций дополнительного профессионального образования. Устойчивое развитие науки и образования во многом зависит от решения вопроса притока молодежи. Вследствие падения престижа научной и преподавательской работы, снижения социального статуса ученых и преподавателей, низкого уровня оплаты труда, подавляющее большинство выпускников образовательных организаций высшего образования не желает связывать свое будущее с наукой и образованием. Отсутствие должного притока молодежи в науку и имеющий место высокий отток кадров из науки приводят к дальнейшему ухудшению научно-технического потенциала страны.
Несмотря на общую кризисную ситуацию в научно-технической сфере статистика свидетельствует о "благополучной" ситуации в секторе подготовки научных и научно-педагогических кадров. Причем, практически по всем показателям (численности организаций, ведущих подготовку аспирантов и докторантов, численность аспирантов и докторантов и др.) наблюдается своего рода "перевыполнение плана" по сравнению с 1991 годом. Так, число аспирантов выросло с 59314 человек в 1991 году до 146754 человек в 2012 году. Особенно активно осуществляют подготовку аспирантов и докторантов вузы. Так, число аспирантов в вузах выросло с 36747 человек в 1991 году до 131226 человек в 2012 году. Число докторантов увеличилось с 1179 человек в 1991 году до 4296 человек в 2012 году.
Численность аспирантов в научных организациях в 2012 году составила 14823 человек (в 1991 году - 21610 человек), докторантов - 254 человек (в 1991 году - 327 человек).
Бурное развитие системы подготовки и аттестации научных кадров объясняется, прежде всего, стремлением молодежи уйти от призыва в армию, а также высоким спросом на ученые степени и звания со стороны бизнес-сообщества и чиновничества.
Несмотря на показанную выше статистическую картину о благополучном развитии сектора подготовки научных и научно-педагогических кадров Росстат ежегодно фиксирует снижение численности персонала, занятого исследованиями и разработкам. Так, число исследователей снизилось с 878,5 тыс. человек в 1991 году до 372,6 тыс. человек в 2012 году.
Наряду с указанными явлениями, в последние годы наблюдался устойчивый рост числа кандидатов и докторов наук вследствие снижения требований к защищаемым докторским и кандидатским диссертациям, неоправданной либерализации в сфере подготовки научных кадров. Особенно велики темпы роста по гуманитарным и общественным наукам.
Кроме того, статистические данные о числе лиц с учеными степенями свидетельствуют о достаточно низком соотношении между докторскими и кандидатскими диссертациями - на уровне примерно 1:5. Вместе с тем следует отметить, что в 1960-е годы на одну докторскую диссертацию приходилось около 10 кандидатских диссертаций. Такое соотношение наиболее реально отражает состояние кадровой составляющей научно-технического потенциала.
Обращает на себя внимание также несоответствие структуры подготовки научных кадров потребностям рынка научного труда и структуры исследователей по отраслям науки. Например, в 2012 году доля защищенных докторантами диссертаций по областям науки имела следующий вид: естественные науки - 13,7%, технические - 28,0%, медицинские - 6,1%, сельскохозяйственные - 4,1%, общественные - 31,2%, гуманитарные - 16,9%. И это при том, что структура исследователей по областям науки имела следующий вид: естественные науки - 24,4%, технические - 61,6%, медицинские - 4,5%, сельскохозяйственные - 3,5%, общественные - 3,6%, гуманитарные - 2,4%. В итоге по гуманитарным и общественным наукам доля защищенных докторских диссертаций составила 48,1% от общего числа защищенных докторских диссертации при доле исследователей, занятых, в этих областях науки всего лишь 5,0%. Налицо явная деформация в структуре подготовки научных кадров, что не позволяет должным образом развивать научные исследования и разработки в естественных и технических науках в целях создания наукоемких технологий для реального сектора экономики.
Анализ статистических данных свидетельствует также о диспропорции между структурой подготовки научных кадров и структурой внутренних текущих затрат на исследования и разработки по областям науки.
Изложенное выше свидетельствует о том, планирование тематики диссертационных исследований, формирование сети аспирантур и докторантур, диссертационных советов проводится без учета потребностей рынка научного труда в научных кадрах высшей квалификации.
Из-за неоправданной либерализации в сфере подготовки научных кадров резко снизилось качество диссертационных исследований. Статистика российской науки не позволяет увидеть положительную связь и тесную корреляцию между ростом числа лиц с учеными степенями и учеными званиями с ростом результативности научной и научно-технической деятельности. Так, удельный вес публикаций российских авторов в общемировом числе публикаций в научных журналах, индексируемых в Web of science в 2012 году составил всего 1,9%. В этой связи следует отметить, что в настоящее время в России в списке ВАК России числятся 2269 рецензируемых научных журналов.
Кроме того, о низкой результативности научно-технической деятельности свидетельствуют данные о поступлении патентных заявок и выдаче патентов на объекты интеллектуальной собственности. В частности, в 2012 году российскими заявителями было подано всего лишь 28701 заявка на изобретения.
Существенный вклад в прирост числа лиц с учеными степенями доктора и кандидата наук вносят лица не занятые в науке и образовании. В настоящее время менее трети лиц, имеющие ученые степени кандидата и доктора наук работают по основному месту в научных организациях и вузах, что свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств, выделяемых на подготовку научных и научно-педагогических кадров. В итоге, более семидесяти процентов бюджетных средств расходуются на подготовку научных и научно-педагогических кадров, профессионально не занятых в науке и образовании или не востребованных рынком труда.
Наличие перечисленных выше диспропорций убедительно свидетельствует об отсутствии эффективного законодательного обеспечения процессов воспроизводства и закрепляемости научных и научно-педагогических кадров. В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" в основном предусмотрены меры государственного регулирования подготовки кадров с высшим образованием. В этой связи следует отметить, что программы подготовки кадров в аспирантуре (адъюнктуре) входят в образовательные программы высшего образования.
Для оздоровления ситуации в системе подготовки научных и научно-педагогических кадров необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике". Среди основных новелл законопроекта можно отнести следующие.
1. Подготовку научных и научно-педагогических кадров осуществлять в рамках государственного и муниципального заказа и договоров о целевой контрактной подготовке. Объем подготовки научных и научно-педагогических кадров ежегодно утверждается постановлением Правительства Российской Федерации на основе долгосрочных научно-технических прогнозов и прогнозов потребности рынка труда.
2. Финансовое обеспечение подготовки научных и научно-педагогических кадров должно осуществляться на основе нормативов подушевого финансирования, утвержденных Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по каждой научной специальности из бюджетов соответствующего уровня.
3. Для повышения ответственности выпускников аспирантуры и докторантуры, а также работодателей в законопроекте предлагаются экономические меры в части возмещения затрат на обучение в бюджет соответствующего уровня при отказе в трудоустройстве в научной организации, образовательной организации высшего и дополнительного профессионального образования.
Реализация предлагаемых в законопроекте мер не приведет к увеличению расходных обязательств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку за счет реструктуризации сети аспирантур и докторантур при научных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования будет обеспечено перераспределение и концентрация бюджетных средств на подготовку научных и научно-педагогических кадров, востребованных рынком труда в соответствии с закономерностями научно-инновационного развития. Реализация предлагаемых в законопроекте мер также приведет к росту бюджетной эффективности ассигнований, выделяемых на науку и образование из-за повышения уровня трудоустройства выпускников аспирантуры и докторантуры по полученной специальности.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части государственного регулирования подготовки научных и научно-педагогических работников"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части государственного регулирования подготовки научных и научно-педагогических работников" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов Российской Федерации, подлежащих изменению в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части государственного регулирования подготовки научных и научно-педагогических работников"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части государственного регулирования подготовки научных и научно-педагогических работников" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.