Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 611447-6 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее соответственно - Фонд, ОМС) разработан в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Основными направлениями бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Параметры бюджета Фонда рассчитаны в соответствии с макроэкономическими показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов от 16 сентября 2014 г. (по варианту 1).
Увеличение численности населения Российской Федерации на 2,34 млн. человек повлияет на рост стоимости программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и потребует привлечения дополнительных средств.
Объем доходов бюджета Фонда от поступления страховых взносов на ОМС неработающего населения по сравнению с основными характеристиками бюджета Фонда на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, которые на заседании Правительства Российской Федерации 3 июля 2014 г. были приняты за основу для подготовки проекта бюджета Фонда, в предстоящие два года сократится на 13,1 млрд. рублей ежегодно в связи с уточнением численности неработающего населения по состоянию на 1 апреля 2014 г., поскольку расчет основных характеристик бюджета Фонда осуществлялся по данным на 1 апреля 2013 г.
С учетом актуализации численности застрахованных граждан уточнен размер субвенций бюджетам территориальных фондов ОМС.
Расчет показателей бюджета Фонда произведен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации исходя из численности граждан по состоянию на 1 апреля 2014 г. 146,1 млн. человек, в том числе неработающего населения - 85,1 млн. человек.
Сбалансированность бюджета Фонда на 2015 год достигается за счет привлечения переходящих остатков средств бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2015 г. Бюджет Фонда на плановый период 2016 и 2017 годов сбалансирован по доходам и расходам.
Доходы
Расчет доходов бюджета Фонда на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов произведен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и Федеральным законом "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения". Кроме того, при расчете прогнозного объема доходов учитывались изменения законодательства Российской Федерации, вступающие в силу с 1 января 2015 года.
Общий объем доходов бюджета Фонда планируется в сумме:
на 2015 год - 1 632,3 млрд. рублей,
на 2016 год - 1 706,5 млрд. рублей,
на 2017 год - 1 804,1 млрд. рублей.
Основная часть планируемых доходов (в 2015 году - 98,5%, в 2016 году - 98,5%, в 2017 году - 99,9%) будет обеспечена поступлениями страховых взносов на ОМС работающего населения и страховых взносов на ОМС неработающего населения.
Доходы в части страховых взносов на ОМС работающего населения на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов рассчитаны с учетом поручения Президента Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N Пр-1558 об установлении тарифа страховых взносов на ОМС работающего населения в размере 5,1% сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов.
Расчет поступления указанных страховых взносов осуществлен исходя из фонда заработной платы по прогнозу Минэкономразвития России на 2015 год в сумме 19 022 млрд. рублей, на 2016 год - 20 420 млрд. рублей, на 2017 год - 22 259 млрд. рублей, коэффициента корректировки фонда заработной платы в размере 0,853 и коэффициента сбора в размере 0,987, рассчитанных на основании сформированной администратором доходов базы для начисления страховых взносов на ОМС до предельной величины и коэффициента корректировки фонда заработной платы в размере 0,197 и коэффициента сбора в размере 0,96 с сумм, превышающих предельную величину базы, а также фактического поступления страховых взносов на ОМС, сложившихся по итогам отчетного периода 2013 года.
Поступление страховых взносов на ОМС от плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по полному тарифу (5,1%) планируется в сумме:
на 2015 год - 970,2 млрд. рублей;
на 2016 год - 1 041,6 млрд. рублей;
на 2017 год - 1 135,4 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов на ОМС от плательщиков, применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах пониженные тарифы страховых взносов (сельскохозяйственные товаропроизводители; организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог; организации и индивидуальные предприниматели, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности или об осуществлении туристско-рекреационной деятельности; организации, использующие труд инвалидов; организации средств массовой информации; хозяйственные общества, созданные бюджетными научными и образовательными учреждениями; организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий и др.) планируется в сумме:
на 2015 год - 4,9 млрд. рублей;
на 2016 год - 5,2 млрд. рублей;
на 2017 год - 5,7 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, рассчитанное исходя из фиксированного размера страхового взноса на ОМС, определенного как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, тарифа страховых взносов в Фонд в размере 5,1%, увеличенное в 12 раз, и численности данной категории плательщиков, планируется в сумме:
на 2015 год - 9,6 млрд. рублей;
на 2016 год - 10,0 млрд. рублей;
на 2017 год - 10,4 млрд. рублей.
Доходы бюджета Фонда от поступления страховых взносов на ОМС работающего населения на территории Крымского федерального округа рассчитаны исходя из тарифа 5,1%, коэффициента корректировки фонда заработной платы в размере 1,05, коэффициента сбора равного в 2015 году 0,95, в 2016 году - 0,96, в 2017 году - 0,97, и фонда заработной платы на 2015 год в сумме 125,9 млрд. рублей, на 2016 год - 135,1 млрд. рублей, на 2017 год - 147,3 млрд. рублей и составят соответственно 6,4 млрд. рублей, 6,9 млрд. рублей и 7,7 млрд. рублей.
Размер учтенных в бюджете Фонда межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением отдельным категориям плательщиков льготного тарифа на уплату страховых взносов на ОМС работающего населения на 2015 год составит 23,9 млрд. рублей, на 2016 год - 25,4 млрд. рублей, на 2017 год - 1,1 млрд. рублей.
Размер страховых взносов на ОМС неработающего населения определен в соответствии с требованиями Федерального закона "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" и статьей 23 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Расчет произведен исходя из численности неработающего населения по состоянию на 1 апреля 2014 г. 85,1 млн. человек (по данным регистра застрахованных лиц, ведение которого осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"). На 2015 - 2017 годы расчет страховых взносов на ОМС неработающего населения произведен исходя из тарифа 18 864,6 рублей и коэффициентов дифференциации, утвержденных Федеральным законом "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения". В 2017 году страховые взносы на ОМС неработающего населения увеличены на рост инфляции - 1,043.
В связи с отсутствием в 2014 году в Крымском федеральном округе регионального сегмента застрахованных лиц страховые взносы на ОМС неработающего населения рассчитаны исходя из численности неработающего населения по данным органов статистики Республики Крым и г. Севастополя на 1 апреля 2014 г., определенной как разница между численностью постоянного населения и численностью занятого населения. Соответствующее изменение вносится в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В целом поступление страховых взносов на ОМС неработающего населения планируется в сумме:
на 2015 год - 617,3 млрд. рублей;
на 2016 год - 617,3 млрд. рублей;
на 2017 год - 643,9 млрд. рублей.
Поступление недоимки, пеней и штрафов по взносам в Фонд, образовавшихся по состоянию на 1 января 2001 г., планируется на 2015 год в сумме 3,0 млн. рублей, на 2016 год - 2,4 млн. рублей.
Расходы
Общий объем расходов бюджета Фонда на 2015 год составит 1 675,3 млрд. рублей, на двухлетний плановый период - соответственно 1 758,3 млрд. рублей и 1 804,1 млрд. рублей.
Структура расходов бюджета Фонда на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов характеризуется следующими данными:
Показатели |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||
млрд. руб. |
в % к итогу |
млрд. руб. |
в % к итогу |
млрд. руб. |
в % к итогу |
|
Расходы, всего |
1 675,3 |
100 |
1 758,3 |
100 |
1 804,1 |
100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
здравоохранение |
1 674,6 |
99,96 |
1 757,6 |
99,96 |
1 803,4 |
99,97 |
общегосударственные вопросы, образование, социальная политика |
0,7 |
0,04 |
0,7 |
0,04 |
0,7 |
0,04 |
В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, в бюджете Фонда предусмотрены субвенции:
на 2015 год - 1 414,2 млрд. рублей;
на 2016 год - 1 494,0 млрд. рублей;
на 2017 год - 1 667,6 млрд. рублей.
На 2015 год законопроектом предусматривается распределение субвенций в разрезе субъектов Российской Федерации (приложение 6 к законопроекту).
Общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов ОМС, определен на основе численности застрахованных лиц, норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС и других показателей, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования".
Расчет субвенций произведен исходя из численности застрахованных лиц по данным регистра по состоянию на 1 апреля 2014 г. и численности населения в Крымском федеральном округе по состоянию на 1 апреля 2014 г. 146,1 млн. человек, подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС на 2015 год в сумме 8 260,7 рублей, на 2016 год - 8 727,2 рублей (рост на 5,6%), на 2017 год - 9 741,2 рублей (рост на 11,6%) и коэффициента дифференциации для каждого субъекта Российской Федерации, рассчитанного в соответствии с единой методикой распределения субвенций из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов ОМС, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462.
Расчет субвенции Крымскому федеральному округу произведен на основании данных органов статистики о численности постоянного населения округа, составляющей по состоянию на 1 апреля 2014 г. 2,34 млн. человек.
За счет субвенций обеспечивается покрытие расходов базовой программы ОМС, включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, которая установлена частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", оплата методов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу ОМС.
В 2015 году с учетом принятых решений предусматривается увеличение заработной платы медицинских работников на уровень инфляции - на 5,5%, что потребует пересмотра "дорожных карт" по повышению оплаты их труда в целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
В 2016 году планируемый рост субвенции составит всего 5,6% к уровню 2015 года, что также не обеспечит необходимый рост заработной платы для реализации "дорожных карт". В связи с этим возникают риски недостижения целевых значений размера средней заработной платы отдельных категорий медицинских работников. В связи с отсутствием в бюджете Фонда соответствующих ресурсов потребуется изыскание новых источников финансирования для привлечения дополнительных средств в целях решения указанной задачи. Также следует отметить, что наибольшая нагрузка по повышению средней заработной платы отдельных категорий медицинских работников придется на 2017 - 2018 годы.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи с учетом увеличения ее объемов к 2017 году в 1,5 раза в целом потребуется в 2015 году 82,1 млрд. рублей, в 2016 году - 99,5 млрд. рублей, в 2017 году - 103,5 млрд. рублей.
На указанные цели для предоставления иных межбюджетных трансфертов федеральному бюджету для медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и включенных в перечень, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, проектом закона в бюджете Фонда предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме:
на 2015 год - 77,1 млрд. рублей;
на 2016 год - 93,5 млрд. рублей;
на 2017 год - 97,3 млрд. рублей.
На предоставление иных межбюджетных трансфертов федеральному бюджету на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, проектом закона в бюджете Фонда предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме:
на 2015 год - 5,0 млрд. рублей;
на 2016 год - 6,0 млрд. рублей;
на 2017 год - 6,2 млрд. рублей.
В целях привлечения медицинских кадров на село проектом закона в бюджете Фонда предусматриваются бюджетные ассигнования на осуществление единовременных компенсационных выплат в размере 3,2 млрд. рублей.
В целях улучшения демографической ситуации планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в сумме 19,03 млрд. рублей ежегодно. Кроме того, указанные средства направляются на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов (приложения 4, 5 к законопроекту).
В целях реализации Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в бюджете Фонда учтены на 2015 год бюджетные ассигнования в размере 1,1 млрд. рублей на изготовление и доставку полисов обязательного медицинского страхования единого образца.
В составе бюджета Фонда на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов сформирован нормированный страховой запас (приложения 4, 5) в сумме:
на 2015 год - 15,0 млрд. рублей;
на 2016 год - 15,0 млрд. рублей;
на 2017 год - 13,2 млрд. рублей.
Законопроектом предусматривается дотация федеральному бюджету на сбалансированность на 2015 год в размере 140,0 млрд. рублей, на 2016 год - в размере 130,0 (приложения 4, 5).
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая содержание Фонда, предусматриваются бюджетные ассигнования на 2015 год в сумме 741,9 млн. рублей, на 2016 год - 725,3 млн. рублей, что соответствует размеру средств, утвержденному на указанные цели Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 321-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", в 2017 году - 756,5 млн. рублей (с учетом прогнозируемого индекса роста потребительских цен 4,3%).
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
Проект Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Законопроектом предлагается утвердить доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) на 2015 год в сумме 1 632,3 млрд. рублей и на плановый период: 2016 год в сумме 1 706,5 млрд. рублей и на 2017 год - в сумме 1 804,1 млрд. рублей.
Суммы бюджетных ассигнований, получаемых из федерального бюджета, соответствуют предельным объемам бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2015 - 2017 годы, передаваемых бюджету Фонда: на 2015 год - 23,9 млрд. рублей, на 2016 год - 25,4 млрд. рублей, на 2017 год - 1,09 млрд. рублей.
Законопроектом предлагается утвердить общий объем расходов бюджета Фонда на 2015 год в сумме 1 675,3 млрд. рублей, на 2016 год - 1 758,3 млрд. рублей и на 2017 год - 1 804,1 млрд. рублей.
Законопроектом предусматривается распределение по субъектам Российской Федерации субвенций на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации по организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации, предусмотренных в бюджете ФОМС на 2015 год в сумме 1 414,2 млрд. рублей.
В 2015 году с учетом принятых решений предусматривается увеличение заработной платы медицинских работников на уровень инфляции - на 5,5%, что потребует пересмотра "дорожных карт" по повышению оплаты их труда в целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
В 2016 году планируемый рост субвенции составит всего 5,6% к уровню 2015 года, что также не обеспечит необходимый рост заработной платы для реализации "дорожных карт". В связи с этим возникают риски недостижения целевых значений размера средней заработной платы отдельных категорий медицинских работников. В связи с отсутствием в бюджете Фонда соответствующих ресурсов потребуется изыскание новых источников финансирования для привлечения дополнительных средств в целях решения указанной задачи. Также следует отметить, что наибольшая нагрузка на бюджет Фонда в связи с необходимостью повышения средней заработной платы отдельных категорий медицинских работников придется на 2017 - 2018 годы.
Законопроектом предлагается в 2015 - 2017 годах ежегодно перечислять 19,03 млрд. рублей бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату родовых сертификатов, включая Крымский федеральный округ.
В бюджете Фонда за счет дополнительных доходов в связи с отменой предельной величины базы для начисления страховых взносов на ОМС федеральному бюджету предусматриваются дотации на сбалансированность на 2015 год в размере 140,0 млрд. рублей, на 2016 год - в размере 130,0 млрд. рублей.
На финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи предусматривается на 2015 год 82,1 млрд. рублей, на 2016 год - 99,5 млрд. рублей, на 2017 год - 103,5 млрд. рублей.
С учетом того, что в 2015 - 2016 годах планируется превышение расходов бюджета ФОМС над доходами соответственно в размере 43,0 млрд. рублей и 51,7 млрд. рублей, законопроектом предусматриваются источники внутреннего финансирования дефицита бюджета. Таким образом, предусмотренные законопроектом показатели бюджета ФОМС на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов сбалансированы.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
Принятие Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
Принятие Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" потребует принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.