Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 613308-6 "О внесении изменений в статью 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внести изменение в санкцию статьи 151.1 "Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции" Уголовного кодекса Российской Федерации.
В настоящее время статьей 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации за неоднократную розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо исправительных работ на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Согласно части 2 статьи 46 Уголовного кодекса Российской Федерации штраф устанавливается в размере от пяти тысяч до пяти миллионов рублей.
Федеральным законом от 12 ноября 2012 года N 193-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 4.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" увеличена санкция за розничную продажу алкогольной продукции (правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Соответственно, в настоящий момент за указанное правонарушение предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту вместо слов "предусмотренное частью 2 статьи 14.16 Кодекса" следует читать "предусмотренное частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса"
Таким образом, возникает коллизия, когда за неоднократную розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, ответственность за которую установлена Уголовным кодексом Российской Федерации, может быть наложен меньший штраф, чем за предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В связи с этим предлагается размер минимального штрафа за указанное преступление установить на уровне максимального административного штрафа на граждан, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный законопроект направлен на достижение целей Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351), согласно которой одним из главных условий благополучного социального развития является реализация мероприятий по формированию здорового образа жизни населения, и прежде всего несовершеннолетних, включая искоренение пьянства и наркомании.
Кроме того, проект направлен на реализацию Концепции общественной безопасности в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 20 ноября 2013 года), согласно пункту 13 которой значительное количество преступлений совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что свидетельствует об осложнении криминогенной обстановки в стране вследствие массового злоупотребления алкогольной продукцией, а также немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; растет число административных правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного или наркотического опьянения на транспорте и в области дорожного движения.
Не могут быть оставлены без внимания масштабы потребления несовершеннолетними алкоголя. Согласно данным Росстата, потребление учтенного алкоголя на душу населения в стране выросло с 5,38 литра абсолютного алкоголя в 1990 году до 10,1 литра в 2009 году, или в 1,8 раза. При этом еще в 2002 году Минздравсоцразвития России установил, что 80,8% молодежи в возрасте от 11 до 24 лет регулярно употребляют алкоголь, в сельской местности - свыше 90%. Регулярное потребление пива начинается в 12 лет, вина - в 15 лет, водки - в 16 лет. Средний возраст злоупотребляющих алкогольными напитками, в основном пивом, за последние десять лет снизился с 14 лет до 11 лет. По данным Роспотребнадзора, в нашей стране из 10 млн детей и подростков в возрасте от 11 до 18 лет более половины регулярно употребляют спиртные напитки.
Продавцы продолжают отпускать алкогольную продукцию, невзирая на существующие санкции и на возраст покупателя, но не в ущерб своей выручке. Этому способствует и вышеизложенная правовая коллизия. К примеру, мировой судья судебного участка N 13 Автозаводского района г. Н. Новгорода, рассмотрев 21 февраля 2012 года материал в отношении продавца-кассира магазина "Пилот" Анисимовой, продавшей несовершеннолетней И. бутылку вина "Кавказ", вынес решение о назначении по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного наказания в виде штрафа в размере 6 тысяч рублей.
3 апреля 2012 года Анисимова вновь совершила аналогичное правонарушение, продав несовершеннолетней И. банку с алкогольным напитком "Ягуар". Судья квалифицировал деяние Анисимовой по статье 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и назначил ей наказание в размере 5 тысяч рублей, то есть в виде минимального штрафа, который оказался ниже санкции за первоначально совершенное административное правонарушение (пример взят из научной публикации "Вопросы отграничения вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий от смежных составов преступлений (Одинцова Л., "Уголовное право", 2013, N 6).
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует расходования средств федерального бюджета.
Председатель |
К. Толкачев |
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" не влечет расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.