Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается дополнить часть первую статьи 322.1 "Организация незаконной миграции" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) новым видом организации незаконной миграции - организацией незаконной трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, выразившейся в осуществлении действий со стороны работодателей, целью которых было неоднократное устройство иностранных граждан или лиц без гражданства на работу, при отсутствии у иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.
Вместе с тем в законопроекте не учитывается, что непосредственным объектом преступления, предусмотренного статьей 322.1 УК, являются общественные отношения в сфере соблюдения установленного порядка въезда на территорию Российской Федерации и выезда из нее, а также пребывания на ее территории иностранных граждан или лиц без гражданства. Деяния, связанные с незаконным привлечением к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, посягают на общественные отношения, складывающиеся в области установления государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников и работодателей.
Следует также отметить, что согласно статье 19 УК уголовной ответственности подлежит только физическое лицо. В связи с этим предлагаемые законопроектом изменения не в полной мере соотносятся с положениями статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в соответствии с которой работодателем может быть как физическое, так и юридическое лицо.
Помимо этого, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в течение одного года, признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Кроме того, в законопроекте не учитывается правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2003 г. N 270-О, согласно которой уголовный закон, будучи в силу своей правовой природы крайним средством, с помощью которого государство осуществляет реагирование на факты правонарушающего поведения, распространяет свое действие лишь на те сферы общественных отношений, регулирование которых с помощью правовых норм иной отраслевой принадлежности, в том числе норм, устанавливающих административную ответственность, оказывается недостаточным.
В связи с этим криминализация указанных правонарушений путем установления ответственности должна быть подкреплена соответствующими статистическими данными и материалами правоприменительной практики, свидетельствующими о неэффективности существующих мер ответственности. Вместе с тем в законопроекте и приложенных к нему материалах таких данных в целом по Российской Федерации не содержится.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 15 сентября 2014 г. N 6014п-П4 "Заключение на проект федерального закона N 617375-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления уголовной ответственности за организацию незаконной трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства", вносимый в Государственную Думу Калининградской областной Думой"
Текст заключения официально опубликован не был