Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 555597-6 "О промышленной политике в Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В статье 1 законопроекта, определяющей участников отношений в сфере промышленной политики, следует указать органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В отношении статьи 2 законопроекта обращаем внимание, что в понятие "законодательство Российской Федерации" не включаются законодательные акты субъектов Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По нашему мнению, в названии предлагаемой законопроектом статьи следует вести речь о правовой основе, либо о правовом регулировании соответствующих отношений.
В предлагаемом определении понятия "интегрированная структура оборонно-промышленного комплекса" необходимо уточнить, каким образом указанное в нем объединение ведущих совместную деятельность юридических лиц связано с оборонно-промышленным комплексом.
В положениях законопроекта, в том числе в предлагаемом определении понятия "организации инфраструктуры поддержки промышленной деятельности" необходимо уточнить правовой статус таких организаций, порядок их участия в осуществлении мер стимулирования промышленной деятельности, в том числе вправе ли организации инфраструктуры поддержки промышленной деятельности заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме осуществления мер стимулирования промышленной деятельности.
По нашему мнению, предлагаемое определение понятия "промышленный кластер" нуждается в доработке, поскольку из его содержания следует, что промышленный кластер могут составить, например, организации, осуществляющие поставку и (или) передачу энергоресурсов, и субъект промышленной деятельности - потребитель ее услуг (см., например, Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, утвержденные Минэкономразвития РФ 26.12.2008 г. N 20615-ак/д19).
Пункт 7 части 1 статьи 5 законопроекта, предусматривающий возможность установления "иных полномочий Правительства Российской Федерации в области стимулирования промышленной деятельности" нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нуждается в согласовании со статьей 22 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", в соответствии с которой Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Предусмотренное пунктом 6 части 3 статьи 5 законопроекта согласование федеральным органом исполнительной власти кандидатур руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации полномочия по формированию и реализации промышленной политики, на наш взгляд, нуждается в дополнительном обсуждении с учетом принципа самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий (Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Проектируемое полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации и осуществлению научной и научно-технической деятельности в целях создания и внедрения результатов интеллектуальной деятельности для производства промышленной продукции (пункт 2 части 1 статьи 6 законопроекта) следует соотнести с полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области формирования и реализации государственной научно-технической политики, предусмотренными Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" (см. статью 12 данного Федерального закона).
Нуждается в уточнении полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по информированию субъектов промышленной деятельности о потребностях субъектов промышленной деятельности в создании новых рабочих мест на территориях субъектов Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 6 законопроекта), поскольку из данной формулировки сложно определить содержание этого полномочия.
Обращаем внимание на то, что законопроектом устанавливается ряд полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере промышленной политики (статья 6, часть 1 и пункты 3 - 5 части 2 статьи 13, статьи 15, 17), при этом не вносятся соответствующие изменения в Федеральный закон N 184-ФЗ, содержащий закрытый перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения.
В части 2 статьи 6 законопроекта следует говорить о возможности передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий органам местного самоуправления, что будет соответствовать пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ. Кроме того, обращаем внимание на некорректность использования в законодательных нормах словосочетания "в установленном порядке" (см. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года N 3-П). Аналогичное замечание относится к части 9 статьи 14, части 2 статьи 21 законопроекта.
С учетом того, что вопросы местного значения закреплены в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), неясно, о каких иных федеральных законах, которые могут определить реализацию мер стимулирования промышленной деятельности как вопрос местного значения, идет речь в статье 7 законопроекта. При этом обращаем внимание на то, что в Федеральном законе N 131-ФЗ такой вопрос местного значения не предусмотрен. Возможность установления дополнительных вопросов местного значения законами субъектов Российской Федерации предусмотрена только в отношении городских округов с внутригородским делением (часть 3 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ).
В отношении статьи 8, пункта 8 части 4 статьи 14, части 6 статьи 19, части 3 статьи 20 законопроекта обращаем внимание, что Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", содержащий закрытый перечень документов стратегического планирования, не предусматривает таких документов, как "стратегия развития отраслей промышленности", "прогноз развития отраслей промышленности Российской Федерации" и "стратегия регионального развития Российской Федерации".
Условные наименования федеральных органов исполнительной власти (часть 3 статьи 9 законопроекта) полагаем необходимым привести в соответствие с наименованиями, используемыми в положениях об этих органах. Аналогичное замечание относится к части 3 статьи 16 законопроекта.
В части 5 статьи 9 законопроекта представляется избыточной норма, согласно которой для реализации решений Совета по промышленной политике при Президенте Российской Федерации при необходимости даются поручения Президента Российской Федерации.
Полагаем необходимым уточнить, каким образом положение пункта 1 части 2 статьи 11 проекта должно применяться в случаях предоставления указанных в данной части субсидий впервые.
В положениях пункта 5 статьи 12, пункта 3 части 2 статьи 13, пунктов 1 и 3 статьи 15, пункта 2 статьи 17 проекта необходимо уточнить, о какой форме предоставления финансовой поддержки указанным в них субъектам идет речь. Следует также уточнить, какие формы стимулирования организаций, осуществляющих мероприятия по созданию или освоению производства промышленной продукции, имеются в виду в пункте 7 статьи 12 проекта, а в пункте 8 данной статьи - каким образом предполагается внедрение органами государственной власти и органами местного самоуправления наилучших доступных технологий в производство промышленной продукции.
Полагаем целесообразным отнести к информации, содержащейся в государственной информационной системе промышленности, информацию обо всех применяемых в Российской Федерации мерах стимулирования промышленной деятельности, а не только о мерах, предусмотренных государственными и муниципальными программами.
Положение части 1 статьи 16 проекта требует согласования с положением части 3 данной статьи по вопросу о том, какие органы государственной власти выступают от имени Российской Федерации при заключении специального инвестиционного контракта. При этом в предлагаемом определении понятия "специальный инвестиционный контракт" полагаем необходимым учесть положение части 4 статьи 16 проекта, из содержания которого следует, что стороной специального инвестиционного контракта могут являться также субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Вместе с тем отмечаем, что из содержания пункта 3 части 2 статьи 16 вытекает, что субъекты Российской Федерации в лице соответствующих органов государственной власти в области государственного регулирования тарифов должны выступать стороной любого специального инвестиционного контракта (см. федеральные законы "О теплоснабжении", "Об электроэнергетике", "О водоснабжении и водоотведении").
В части 1 статьи 16 проекта следует уточнить, должны ли все перечисленные в ней обязательства социально-экономического характера включаться в каждый специальный инвестиционный контракт в совокупности или может быть предусмотрена необходимость выполнения инвестором одного или нескольких из указанных обязательств.
В статье 16 законопроекта необходимо уточнить редакцию положений части 5, поскольку правоотношения регулируются нормами базовых законодательных актов, а не законодательными актами, вносящими в них изменения.
Положение части 6 статьи 16 проекта о том, что правовой режим, предусмотренный специальным инвестиционным контрактом, гарантируется инвестору "на весь срок окупаемости инвестиционного проекта, предусмотренного в специальном инвестиционном контракте, но не более десяти лет со дня начала финансирования, предусмотренного в специальном инвестиционном контракте", следует соотнести с положением абзаца первого части 2 данной статьи, согласно которому изъятия стимулирующего характера устанавливаются специальным инвестиционным контрактом на период его действия.
По нашему мнению, положение части 6 статьи 21 законопроекта, согласно которому перечень информации о результатах промышленной деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса, поступающей в государственную информационную систему промышленности, определяется уполномоченным органом, нуждается в соотнесении с положениями частей 5 и 7 статьи 14 законопроекта, возлагающими полномочие по установлению состава информации, включаемой в государственную информационную систему промышленности, на Правительство Российской Федерации.
Частями 3, 4 статьи 21 законопроекта определяются основные задачи и приоритетные направления промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе. На наш взгляд, данные положения нуждаются в соотнесении с пунктом 45 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 года N 146, которой определены основные задачи развития оборонно-промышленного комплекса.
Применительно к положению пункта 1 части 2 статьи 22 проекта отмечаем, что в объединении юридических лиц, образующем интегрированную структуру оборонно-промышленного комплекса, только одно лицо имеет возможность определять решения, принимаемые остальными лицами (предлагаемое определение понятия "интегрированная структура оборонно-промышленного комплекса"), в связи с чем представляется обоснованным говорить в данном положении о субсидиарной ответственности именно этого лица, а не всей интегрированной структуры оборонно-промышленного комплекса.
Полагаем необходимым уточнить в законопроекте, является ли реализация всех предусмотренных им мер стимулирования промышленной деятельности обязательной для федеральных и региональных органов государственной власти или же решение о необходимости и целесообразности применения той или иной меры поддержки принимается уполномоченными на то органами государственной власти. При этом представляется необходимым уточнить критерии разграничения полномочий по установлению и оказанию мер стимулирования промышленной деятельности между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Обращаем внимание на положение пункта 4 статьи 26.1 Федерального закона N 184-ФЗ, согласно которому федеральные законы, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Обращаем также внимание, что согласования с Бюджетным кодексом Российской Федерации требуют не только положения части 2 статьи 11 проекта, но также положения частей 4 и 5 данной статьи.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.