Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 555597-6 "О промышленной политике в Российской Федерации"
- внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 555597-6 "О промышленной политике в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Как следует из пояснительной записки в настоящее время отсутствует комплексный законодательный акт, регламентирующий отношения, возникающие между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики в Российской Федерации. Таким законодательным актом должен стать рассматриваемый законопроект.
Законопроектом, в числе прочего, устанавливаются цели, принципы и задачи промышленной политики, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере промышленной политики, определяются меры стимулирования промышленной деятельности. Кроме того, предлагается создать Совет по промышленности при Президенте Российской Федерации, а также государственную информационную систему промышленности.
Также предусматривается возможность заключения специального инвестиционного контракта.
Вместе с тем, законопроект содержит значительное количество норм, имеющих исключительно декларативный характер и не направленных на урегулирование правоотношений между субъектами промышленной политики. По мнению Комитета, законопроект практически не содержит инструментов, позволяющих достичь заявленных целей и задач по развитию промышленной политики в Российской Федерации.
Кроме того, требует доработки и соотнесения с действующим законодательством Российской Федерации большинство терминов и определений, предусмотренных статьей 3 законопроекта.
В законопроекте отсутствует взаимосвязь промышленной политики с другими инструментами, направленными на привлечение частных инвестиций и развития экономики. В частности, неясно, в чем принципиальные отличия предусмотренного законопроектом специального инвестиционного контракта от соглашения о государственно-частном партнерстве или муниципально-частном партнерстве, заключаемого в соответствии с законопроектом N 238827-6 "Об основах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Положения законопроекта необходимо соотнести с нормами Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
В части предусмотренного законопроектом правового регулирования земельных отношений Комитет считает необходимым отметить следующее.
Законопроектом в числе прочего вводится определение специального инвестиционного контракта, под которым понимается договор, заключаемый между Российской Федерацией и инвестором (инвесторами) и предусматривающий установление для инвестора изъятий стимулирующего характера при условии принятия им обязательств, направленных на создание или освоение производства промышленной продукции в Российской Федерации.
При этом пунктом 2 части 2 статьи 16 Законопроекта предусматривается, что специальным инвестиционным контрактом на период его действия для инвестора (инвесторов) устанавливаются изъятия стимулирующего характера, в том числе льготы по уплате арендной платы за пользованием государственным и муниципальным имуществом, в том числе земельными участками.
В этой связи Комитет считает необходимым отметить, что согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды, а не каким-либо иным документом. При этом с 1 марта 2015 года порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается в соответствии со статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Так, согласно пункту 1 указанной статьи размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. В настоящее время основные принципы определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также порядок определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 (далее - постановление N 582). При этом положения указанного постановления Правительства Российской Федерации не устанавливают возможности применения льгот по уплате арендной платы за пользование земельными участками на основании какого-либо договора, в том числе инвестиционного контракта, заключенного арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Однако в приложенном к Законопроекту перечне нормативных актов Правительства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" постановление N 582 не указано, в связи с чем не представляется возможным определить порядок применения пункта 2 части 2 статьи 16 Законопроекта.
Учитывая, что пунктом 2 части 2 статьи 16 Законопроекта предусматривается возможность установления льгот по уплате арендной платы, не только за пользование земельными участками, принадлежащими Российской Федерации, но и земельными участками, являющимися государственной собственностью субъектов Российской Федерации, муниципальной собственностью, а также за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, Комитет обращает внимание, что согласно пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Таким образом, вопросы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (за исключением федеральной собственности), а также в муниципальной собственности относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответственно, а не федеральных органов исполнительной власти, в связи с чем, по мнению Комитета, основанием для изменения размера арендной платы за указанные земельные участки не может являться специальный инвестиционный контракт, заключенный Российской Федерацией.
По аналогичным основаниям предлагаемые Законопроектом изменения, касающиеся порядка установления льгот по уплате арендной платы за земельные участки не соответствуют пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а также действующему до 1 марта 2015 года пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в части определения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству поддерживает проект федерального закона N 555597-6 "О промышленной политике в Российской Федерации" с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.