Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 540253-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций и их заместителей" (внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 540253-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций и их заместителей" разработан, как отмечается в пояснительной записке, в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 12 ноября 2012 года N Пр-3048 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию 29 октября 2012 года
Законопроект предусматривает внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, направленных на установление особенностей регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций и их заместителей. С этой целью предлагается внести ряд изменений в статьи 332 и 336 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и дополнить его раздел XII новой главой 52.1 "Особенности регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций и их заместителей".
Согласно положениям законопроекта, в частности, заключение трудового договора на замещение отдельных должностей научных работников, а также перевод на отдельные должности научных работников будут возможны только после избрания работника по конкурсу на замещение соответствующей должности. Перечень таких должностей и порядок проведения указанного конкурса будут определяться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Для научных работников, трудовой договор с которыми заключен на неопределенный срок, предлагается установить обязательную периодическую аттестацию не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года. Конкретный срок может быть определен научной организацией, исходя из специфики ее деятельности, в частности, в случае проведения фундаментальных исследований может быть установлен более длительный период между аттестациями.
Порядок проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности.
В случае выявления в ходе аттестации несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации трудовой договор с ним может быть расторгнут на основании пункта 3 части первой статьи 81 ТК РФ.
В целях сохранения непрерывности научной деятельности допускается заключение трудового договора на замещение должности научного работника без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству на срок не более одного года, а в случае замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу.
Как отмечается в пояснительной записке, "указанные изменения позволят установить единообразный подход к назначению на должности научных работников, включая руководителей научных подразделений (лабораторий) во всех научных организациях. При этом предполагается на уровне подзаконных актов обеспечить установление сокращенных сроков проведения конкурсных процедур, единообразные подходы к критериям оценки квалификации и результативности исследователей, а также изменить порядок проведения конкурса, создав возможность общероссийской конкуренции при замещении должностей научных работников".
Как отмечается в пояснительной записке, законопроектом предлагается "синхронизовать" (имелось в виду, видимо, "унифицировать") порядок заключения и прекращения трудовых договоров с работниками профессорско-преподавательского состава в образовательных организациях высшего образования, установленный статьей 332 ТК РФ, с соответствующим порядком, установленным для научных работников. При этом, законопроект исходит из того, что круг организаций, на которые распространяется действие статьи 332 ТК РФ, не расширяется, так как действие этой статьи будет по-прежнему распространяться исключительно на образовательные организации высшего образования. Эти изменения, как отмечено в пояснительной записке, нацелены на устранение дублирования процедуры прохождения аттестации и избрания по конкурсу для данной категории работников, поскольку обязательная аттестация для них уже предусмотрена статьей 49 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "29 декабря 2012 г."
Также предлагается установить предельный возраст для замещения должности руководителей и заместителей руководителей государственных и муниципальных научных организаций не старше 65 лет, независимо от времени заключения трудовых договоров. Лиц, занимающих указанные должности и достигших возраста 65 лет, предлагается переводить с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. По представлению коллегиального органа управления государственной или муниципальной научной организации учредитель вправе продлить срок пребывания в должности руководителей до достижения ими возраста 70 лет.
Кроме того, устанавливаются особенности замещения должностей заместителями руководителя научной организации - с ними заключается трудовой договор на срок, не превышающий срока полномочий руководителя научной организации.
В целом поддерживая концепцию законопроекта N 540253-6, необходимо отметить следующее.
В статье 332 ТК РФ законопроектом среди прочего предлагается произвести сквозную замену термина "научно-педагогический работник" термином "педагогический работник, относящийся к профессорско-преподавательскому составу". В то же время, Федеральный закон об образовании устанавливает в статье 50 "Научно-педагогические работники", что в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам", вводя тем самым категорию "научно-педагогические работники".
При этом для педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций, проведение аттестации в целях подтверждения их соответствия занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет (п. 2 ст. 49 Федерального закона об образовании).
Поскольку для научных работников (в том числе и относящихся к профессорско-преподавательскому составу образовательных организаций высшего образования) предполагается проводить аттестацию не реже одного раза в три года, заявленная в пояснительной записке цель "синхронизовать" порядок заключения и прекращения трудовых договоров с работниками профессорско-преподавательского состава в ВУЗах с соответствующим порядком, установленным для научных работников, не достигается. По сути в этой части законопроект будет способствовать созданию существенных различий между правовым статусом педагогических работников и правовым статусом научных работников. Кроме того, в случае принятия предлагаемой терминологической замены возникнут разночтения между ТК РФ и Федеральным законом об образовании.
Согласно статье 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ оценка научной квалификации научных работников и иных лиц, осуществляющих научную (научно-техническую) деятельность, обеспечивается государственной системой научной аттестации. Государственная система научной аттестации предусматривает только присуждение ученых степеней кандидата и доктора наук, присвоение ученых званий доцента и профессора, поскольку цель такой аттестации - оценка научной квалификации научных работников и иных лиц, осуществляющих научную (научно-техническую) деятельность.
Причины введения обязательной аттестации научных работников в пояснительной записке не названы, при этом, по мнению ряда экспертов, введение нового вида аттестации научных работников, придание ей характера всеобщей и обязательной для лиц, с которыми трудовой договор заключен на неопределенный срок, требует дополнительной аргументации. В любом случае для реализации указанных положений законопроекта необходимо внести изменения в законодательство о науке, создающих правовую основу для разработки порядка проведения аттестации научных работников, оценки результативности их научной деятельности.
Для научных работников, трудовой договор с которыми заключен на неопределенный срок, предлагается установить обязательную периодическую аттестацию не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года. Каких либо обоснований выбора таких сроков пояснительная записка не содержит, равно как и ссылок на какой-либо зарубежный опыт.
В целях установления более гибкого правового регулирования с учетом специфики научной деятельности представляется целесообразным предоставить право самим научным организациям устанавливать конкретные сроки проведения аттестации научных работников. Эту позицию разделяют как многие эксперты, так и представители работников, например, Уральское Отделение профсоюза работников Российской Академии Наук, которое высказывает опасения в том, что "особенно вносимые изменения коснутся молодых научных сотрудников, которым будет сложно вписаться за три года в рамки аттестационных нормативов".
Также экспертами отмечается, что предлагаемые законопроектом ограничения возраста для замещения должностей руководителя и заместителей руководителей научных организаций приведут к тому, что претендент на эти должности, желающий отработать полный срок своих полномочий, должен быть не старше 60 лет. Тем самым из числа потенциальных претендентов исключаются многие компетентные и авторитетные ученые, имеющие мировую известность.
Определенные сомнения вызывает тезис пояснительной записки о том, что "вносимые изменения будут стимулировать мобильность научных работников как между государственным и негосударственным сектором исследований и разработок, так и между научными и образовательными организациями", поскольку прямые причинно-следственные связи между фактом введения аттестации научных работников и усилением их трудовой мобильности не очевидны, а каких-либо дополнительных обоснований этого тезиса пояснительная записка не содержит.
На рассматриваемый законопроект получены отзывы от 25 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и от 50 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 18 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении по законопроекту сообщает, что концептуальных замечаний правового характера по нему не имеется.
Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям в своем заключении комитета-соисполнителя рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 540253-6 в первом чтении с учетом его последующей доработки ко второму чтению.
В заключении, в частности, отмечается, что учитывая специфику научного труда законопроект целесообразно дополнить нормой о том, что научным работникам устанавливается ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации, а в целях эффективного реформирования сферы науки и обеспечения преемственности и обновления кадрового состава руководителей научных организаций, реализацию федерального закона, после его принятия, целесообразно проводить поэтапно, чтобы обеспечить к началу 2016 года замещение руководящих должностей лицами не старше 70 лет.
Комитет Совета Федерации по социальной политике сообщает в своем отзыве о поддержке концепции законопроекта N 540253-6, а также излагает замечания, высказанные соисполнителем - Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре: принятие законопроекта может создать проблему одномоментной замены значительной части руководящего состава научных организаций в связи с введением возрастных ограничений на замещение должностей их руководителей и заместителей руководителей. Возможным вариантом решения указанной проблемы могло бы быть установление трехлетнего переходного периода, в течение которого нормы по ограничению возраста руководителей и заместителей руководителей государственных и муниципальных научных организаций не распространяются на работников, занимающих эти должности и достигших 65-летнего возраста на момент вступления в силу этих норм.
Все высказанные замечания могут быть устранены при подготовке к рассмотрению законопроекта во втором чтении.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает с учетом изложенных замечаний проект федерального закона N 540253-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций и их заместителей" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.