Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 383177-6 "О внесении изменения в статью 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(об установлении ответственности за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сообщений и материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости),
внесенный Законодательным Собранием Кировской области
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Представленным проектом федерального закона предлагается установить административную ответственность:
1) за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сообщений и материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости;
2) за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях аудиовизуальных сообщений и материалов, содержащих изображения тел (фрагментов тел) людей, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, стихийных бедствий и иных происшествий, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 6.17 и частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Закон Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" устанавливает запрет на распространение в средствах массовой информации материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости.
Однако термин "культ насилия и жестокости" законодательством не определен, поэтому квалификация тех или иных действий как пропаганды культа насилия и жестокости будет носить оценочный и субъективный характер, что создаст почву для возможных злоупотреблений в правоприменительной практике.
Такой подход не соответствует неоднократно выраженному требованию Конституционного Суда Российской Федерации о ясности и недвусмысленности правовых норм (Постановление от 27.03.2012 г. N 8-П и др.)
Запрет на распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях аудиовизуальных сообщений и материалов, содержащих изображения тел (фрагментов тел) людей, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, стихийных бедствий и иных происшествий Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" не установлен.
Законодательным Собранием Кировской области одновременно с данным законопроектом был внесен проект федерального закона N 383153-6 "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", устанавливающий обозначенный выше запрет. Однако 21 мая 2014 года законопроект был отклонен Государственной Думой.
Таким образом, в настоящее время основания для внесения предлагаемых изменений в статью 13.15 Кодекса отсутствуют, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса административная ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, устанавливается за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Решением от 9 июня 2014 года Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству на основании пункта "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы предлагал авторам доработать текст законопроекта до его рассмотрения в первом чтении с учетом высказанных замечаний и предложений, однако доработанный текст в Комитет не представлен.
Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета " 11 " сентября 2014 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.