Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
- вносит Правительство Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 30.09.2014 года (выписка из протокола N 193 п. 1) в Комитете Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (далее - Комитет) в пределах компетенции рассмотрен проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", внесенный Правительством Российской Федерации.
I. Общие положения
Проект федерального закона содержит основные макроэкономические показатели бюджета на 2015, 2016 и 2017 годы, сформированные на основании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, Основных направлений бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, Основных направлений налоговой политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, а также государственных программ Российской Федерации.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, макроэкономические параметры, используемые при составлении законопроекта, значительно отличаются от показателей прогноза, положенного в основу федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, - большинство ключевых макроэкономических показателей были пересмотрены в сторону понижения. Кроме того, существует ряд макроэкономических рисков, наступление которых может ухудшить параметры прогноза и соответственно бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. К таким рискам относятся возможное усугубление геополитической напряженности, риски, связанные с инфляцией, ценами на нефть, колебаниями валютных курсов.
С учетом того, что в 2015-2017 годах планируется превышение расходов федерального бюджета над доходами, в соответствии со статьей 199 Бюджетного кодекса рассматриваемым проектом федерального закона предлагается утвердить дефицит федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Вместе с тем одним из основных приоритетов бюджетной политики продолжает оставаться безусловное исполнение законодательно установленных публично-нормативных и иных социально значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций.
В законопроекте предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию приоритетов государственной политики, отраженных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года NN 596-606, направленных на решение неотложных проблем экономического и социального развития страны.
II. Макроэкономические показатели федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов
Законопроектом утверждаются основные характеристики федерального бюджета на 2015 год:
1) прогнозируемый объем валового внутреннего продукта в размере 77 трлн. 498,0 млрд. рублей (в 2014 году - 71 493,0 млрд. рублей, в 2013 - 66 515,0 млрд. рублей, в 2012 - 60 590,0 млрд. рублей) и уровень инфляции, не превышающий 5,5 процентов (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года) (в 2014 году - 5,0 процентов, в 2013 году - 5,5 процентов, в 2012 год - 6,0 процентов). Таким образом, прогнозируемый объем ВВП несколько ниже того уровня, который был запланирован в 2013 году (в проекте бюджета на 2014 год и на плановый период 2015-2016 гг. ( 79 трлн. 660,0 млрд. руб.);
2) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 15 трлн. 082 млрд. 360 млн. 651,0 тыс. рублей (в проекте бюджета 2014 прогнозировалось 14 238 774 490,0 тыс. рублей, в проекте бюджета 2013 - 12 865 925 621,0 тыс. рублей, в 2012 - 12 677 006 842,0 тыс. рублей);
3) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 15 трлн. 513 млрд. 079 млн. 294,0 тыс. рублей (на 2014 прогнозировалось 13 960 133 315,8 тыс. рублей, на 2013 - 13 387 340 174,7 тыс. рублей, на 2012 - 12 745 151 261,1 тыс. рублей);
4) дефицит федерального бюджета составит (-)430,7 млрд. рублей (0,5% ВВП) в 2015 году, (-) 476,3 млрд. рублей (0,6% ВВП) в 2016 году, (-)540,9 млрд. рублей (0,6% ВВП) в 2017 году.
Основные характеристики бюджета 2015, 2016 и 2017 годов представлены в статье 1 законопроекта. Для большей наглядности в настоящем заключении эти характеристики сведены в Таблице 1.
Таблица 1
Основные характеристики |
2012 г. (по закону) |
2013 г. (по закону) |
2014 г. (по закону) |
2015 г. Проект 2015 Проект 2014 |
2016 г. Проект 2015 Проект 2014 |
2017 Проект 2015 |
Доходы (млн. руб.) Темпы прироста (в % к предыд. году) в %% к ВВП |
12 677 007,0
12,3 20,7 |
12 865 925,6
1,4 19,3 |
14 238 774,5
10,6 19,9 |
15 082 360, 65 14 564 940,9
5,9 19,4 |
15 795 504,2 15 905 708,7 |
16 547 767,7 |
Расходы (млн. руб.) |
12 745 151,3 |
13 387 340,2 |
13 960 133,3 |
15 513 079,3 15 361 540,9 |
16 271 781,9 16 392 212,9 |
17 088 650,1 |
Дефицит /профицит (млн. руб.) |
- 68 144,3
0,5% доходов |
- 521 414,6
4,04% доходов |
+278 641,2
2, 86% доходов |
-430 718,6 - 796 600 |
-476 277,7 -486 504,2 |
-540 882,4 |
Верхний предел государственного внешнего долга (долл.США) |
56,5 млрд. долларов США |
66,2 млрд. долларов США |
64,9 млрд. долларов США |
64,0 млрд. 78,8 млрд долларов США |
71,5 млрд. 88,5 млрд. долларов США |
77,0 млрд. долларов США |
Верхний предел государственного внутреннего долга (млн. руб.) |
5 462 127,1 |
6 600 552,2 |
6 888 522,3
7 245 522,3 |
7 218 501,8
8 466 494, 6 |
7 733 147,4
9 335 492, 3 |
8 514 329,3 |
Объем ВВП (млрд. руб.) |
60 590,0 |
66 515,0 |
71 493,0 |
77 498,0 79 660,0 |
83 208,0 86 837,0 |
90 063,0 |
Уровень инфляции (%) |
6,0 |
5,5 |
5,0 |
5,5 5,0 |
4,5 4,5 |
4, 0 |
В целом за трехлетний период 2015-2017 ситуация с доходами и расходами федерального бюджета будет таковой:
|
Доходы |
47 трлн. 425 млрд. 632 млн. руб. |
|
Расходы |
48 трлн. 873 млрд. 511 млн. руб. |
|
Дефицит |
1 трлн. 447 млрд. 879 млн. руб. |
Показатели трехлетнего периода 2014-2016 (согласно проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов"):
|
Доходы |
44 трлн. 041 млрд. 187 млн. руб. |
|
Расходы |
45 трлн. 713 млрд. 886 млн. руб. |
|
Дефицит |
1 трлн. 672 млрд. 699 млн. руб. |
Совокупный доход федерального бюджета на 2015-2017 годы почти на 3,4 трлн. рублей превысит показатель трехлетнего периода 2014-2016 годов, а дефицит федерального бюджета сократится почти на 225 млрд. руб.
Законопроектом устанавливается нормативная величина Резервного фонда в сумме 5 трлн. 424 млрд. 860 млн. 000,0 тыс. рублей.
При сложившихся условиях очевидным приоритетом бюджетной политики является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.
Среди мер, направленных на обеспечение устойчивости бюджетной системы, следует отметить разработку долгосрочного бюджетного прогноза, трехлетнее бюджетное планирование, обязательное наличие условно-утвержденных расходов в плановом периоде, а также меры по снижению зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации от трансфертов из федерального бюджета.
III. Новеллы проекта федерального закона
Частью 3 статьи 1 законопроекта предусмотрено положение об использовании дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета на замещение государственных заимствований Российской Федерации в установленном федеральным законом о федеральном бюджете размере.
Также в доходах федерального бюджета учтено прогнозируемое поступление доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния до 1 февраля 2016 года, поскольку норма о направлении этих доходов на пополнение указанных фондов приостановлена до 1 февраля 2016 года Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 268-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета".
IV. Расходы на социальную поддержку семей с детьми, материнства, отцовства и реализацию мер демографической политики
Расходы федерального бюджета на социальную поддержку семей с детьми, на реализацию мер демографической политики в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации отнесены к различным разделам и подразделам функциональной классификации расходов федерального бюджета. Подраздел "Охрана семьи и детства" раздела "Социальная политика" содержит далеко не полный перечень расходов, которые направлены на поддержку семей с детьми. В основном указанные расходы отнесены к следующим разделам: "Образование", "Здравоохранение", "Социальная политика", "Межбюджетные трансферты". Кроме того, соответствующие бюджетные ассигнования относятся к различным государственным программам (в первую очередь, к программе "Социальная поддержка граждан").
Расходы Федерального бюджета в 2015-2017, направляемые на государственную поддержку семей и детей
1. Общие объемы бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семей с детьми, предусмотренные в проекте федерального закона, составляют:
на 2015 год - 551 млрд. 148 млн. 387 тыс. руб. (3,5% расходной части бюджета, 0,71% ВВП)*
на 2016 год - 512 млрд., 995 млн. 931 тыс. руб.
на 2017 год - 455 млрд. 585 млн. 537 тыс. руб.
Из них на реализацию мероприятий, связанных с поддержкой семьи и детей и относящихся к государственной программе "Социальная поддержка граждан" предусмотрено:
на 2015 год - 504 млрд. 745 млн. 469 тыс. руб.
(3,25% расходной части бюджета, 0,65% ВВП)
на 2016 год - 486 млрд. 606 млн. 976 тыс. руб.
на 2017 год - 425 млрд. 236 млн. 768 тыс. руб.
2. Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы "Социальная поддержка граждан" увеличены:
в 2015 году - на 83 млрд. 689,4 млн. рублей,
в 2016 году - на 57 млрд. 244,3 млн. рублей.
В 2017 году они предположительно будут уменьшены на 64 млрд. 941,6 млн. рублей.
3. Основное увеличение в 2014-2015 годах произошло за счет увеличения бюджетных ассигнований на предоставление материнского (семейного) капитала в силу индексации установленного размера материнского (семейного) капитала - в 2015 году на 44 млрд. 450 млн. рублей.
При этом сам размер материнского (семейного) капитала предлагается установить на уровне 453 тыс. 026 руб. (статья 8 законопроекта). В 2014 году этот размер составляет 429 тыс. 408, 5 руб.
Расходы на предоставление материнского (семейного) капитала составят:
в 2015 году - 344, 45 млрд. руб. (планировалось в 2013 г. 347, 2 млрд. руб.)
в 2016 году - 317, 42 млрд. руб. (планировалось в 2013 г. 345, 5 млрд. руб.)
в 2017 году - 249, 19 млрд. руб.
V. Динамика прямых расходов федерального бюджета в 2015 - 2017 годах на поддержку семей с детьми, материнства, отцовства и реализацию мер демографической политики
(в сравнении с 2012, 2013, 2014 г.) млрд. руб.
1. Для наглядности и удобства анализа динамики расходов федерального бюджета, связанных с социальной поддержкой семьи, материнства, отцовства, а также в связи с рождением и воспитанием детей, сведены в отдельную таблицу 2. В ней представлены только прямые расходы на эти цели.
Таблица 2
Виды расходов |
2014 г. Проект бюджета 2014 и 2015-2016 |
2015 г. |
2016 г. проект |
2017 г. проект |
прирост (сокращение) 2015 г. к 2014 |
Государственная программа "Развитие здравоохранения" |
7,45 |
3,21
5,73 (в проекте 2013 года) |
2,33
4,89 (в проекте 2013 года) |
1,91 |
-4,24 |
Государственная программа "Развитие образования" на 2013-2020 годы |
4,88 |
4,56 4,56 |
2,99 3,05 |
2, 84 |
-0,32 |
Подпрограмма "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" |
3,88 |
3,58
3,58 |
2,99
3,06 |
2,84 |
-0,3 |
1. Развитие инфраструктуры общего образования и дополнительного образования детей (Строительство и реконструкция детских садов, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей) |
0,98 |
0,62
0,62 |
0,1
0,1 |
- |
-0,36 |
2. Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений (дошкольное образование, школы, школы-интернаты, детские дома) |
0,77 |
0,82
0,79 |
0,82
0,79 |
0,83 |
0,5 |
Государственная программа "Социальная поддержка граждан" |
425,66 |
504,74
481,94 |
486,6
487, 55 |
425,23 |
79,08 |
Подпрограмма "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" |
425,21 (в проекте 2013)
|
473,54
481,46 |
452,02
487,06
|
386,77 (согласно семейно-детскому бюджету Минфина) |
48,33 |
1. Субсидии бюджетам субъектов РФ на мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (млрд. руб.) |
4,37
4,6 (в проекте 2013) |
Передано для финансового обеспечения органам государственной власти субъектов РФ |
Передано для финансового обеспечения органам государственной власти субъектов РФ |
0,0 |
- 4,37 |
2. Софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений |
6,22 |
6,9
6, 51 |
7,05
6,84 |
6,97 |
0,7 |
3. Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных образовательных учреждениях начального, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования |
7,76
|
7,83
7,78 |
7,68
7,78 |
7,78 |
0,07 |
4. Субвенции на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в рамках подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (Межбюджетные трансферты)
В том числе: пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности
(Ранее считалось раздельно) |
64,03 |
69,6 |
71,52 |
74,4 |
5,57 |
5. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью |
1,56 |
1,35
1,69 |
1,42
1,76 |
1,49 |
-0,21 |
6. Пособие по беременности и родам |
5, 29 |
5, 23
5, 41 |
5, 47
5, 42 |
5, 31 |
-0,6 |
7. Единовременное пособие при рождении ребенка |
1,11 |
2, 25
1, 18 |
3, 03
1, 27 |
2, 59 |
1,14 |
8. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком |
3, 74 |
3, 27
3, 77 |
3, 40
3, 83 |
3, 29 |
-0,47 |
9. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности |
0, 012 |
0,012
0, 012 |
0,012
0,012 |
0, 013 |
0, 001 |
10. Трансферты Фонду социального страхования на ежемесячное пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" |
2,65 |
2, 16
3, 15 |
2, 41
3, 67 |
2, 67 |
-0,49 |
11. Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий. |
4,49 |
2, 17
4, 64 |
2, 42
4, 85 |
2, 67 |
-2,32 |
12. Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварии, в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении " Маяк " и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" |
0,015 |
Передано для финансового обеспечения органам государственной власти субъектов РФ |
0, 0 |
0, 0 |
- 0,015 |
13. Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварии, в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении " Маяк " и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации) |
0,006 |
0,003
0,006 |
0,003
0,007 |
0,004 |
-0,003 |
14. Трансферты Фонду социального страхования на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами |
2,18 |
2, 68
2, 48 |
3,0
2, 87 |
3, 43 |
0,50 |
15. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву |
2,63 |
1, 38
2, 75 |
1, 59
2, 87 |
1, 65 |
-1,25 |
16. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет |
19, 15 |
25, 21
28, 95 |
27, 71
32, 5 |
27, 69 |
6,06 |
17. Единовременное денежное поощрение при награждении орденом "Родительская слава" |
0,01 |
0,009
0, 01 |
0, 009
0,01 |
0,008 |
0,0 |
18. Трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на предоставление материнского (семейного) капитала |
300, 95 |
344, 45
347, 2 |
317, 42
345, 5 |
249, 19 |
|
19. Разработка и реализация комплекса мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации |
0, 95
|
0,95 |
0,0 |
0,0 |
-0,95 |
20. Компенсации женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организации |
0,003 |
0,004
0,003 |
0,004
0,003 |
0,004 |
|
Государственная программа "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы |
3, 29 |
3, 76
3,76 |
0,0 |
0,0 |
0,47 |
1. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на создание в обычных образовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащения общеобразовательных организаций специальным оборудованием |
3, 29 |
3, 76
3, 76 |
0,0 |
0,0 |
0,47 |
Государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" |
3, 5 |
6, 8
3, 5 |
0,0 |
0,0 |
3,3 |
1. Федеральная целевая программа "Жилище", Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" (млрд. руб.) |
3,5 |
6,8
3, 5 |
0, 0 |
0,0 |
3,3 |
ВСЕГО в целом: (с материнским капиталом) |
462,8 |
551,1
517,7 |
513
517,7 |
455,6 |
88,3 |
2. Сопоставление общих расходов на государственную поддержку семей с детьми ("семейно-детский бюджет") 2015 года с периодами до 2014 года не представляется возможным в силу различия в подходах и методиках подсчета соответствующих средств.
Чтобы объективно оценить расходы федерального уровня на меры социальной поддержки семьи, материнства и детства необходимо иметь ввиду, что их финансирование помимо федерального бюджета осуществляется также из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В целом динамику объемов средств, направляемых на исполнение обязательств по социальной поддержке семьи, материнства и детства из всех источников финансирования, можно представить, оценив бюджеты Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Заключение по проекту бюджета Фонда социального страхования на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов представлено в отдельном материале.
Кроме того, при оценке общих государственных и муниципальных расходов на реализацию мер поддержи семей с детьми следует также учитывать специфику российской бюджетной системы. Средства на эти цели предусмотрены не только в федеральном бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов, но и в бюджетах субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетах. Общее представление можно будет получить только после того, как органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при подготовке проектов бюджетов соответствующих уровней будут выделять "семейно-детский" бюджет с информацией об объемах ассигнований, направляемых на поддержку семей с детьми, как это делается Минфином России при направлении в Государственную Думу проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, а также соответствующих сопроводительных материалов.
VI. Общие выводы
Анализ представленных в Таблице 2 расходов, а также иных, содержащихся в настоящем заключении материалов, позволяет сделать следующие выводы:
1. При формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере социального обеспечения в части охраны семьи и детей в 2015 году и плановом периоде 2016 и 2017 годов в целом финансово обеспечено исполнение законодательно установленных социально-значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций.
2. На фоне общего сокращения расходов на реализацию государственных программ "Социальная поддержка граждан", "Развитие здравоохранения" и "Развитие образования на 2013-2020 годы" объем ассигнований на поддержку семей с детьми на 2015 год возрастает. В частности, сохраняется тенденция к увеличению ассигнований на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, связанная с прогнозируемым уровнем инфляции и изменением рождаемости.
3. Сохраняется начатое в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемой семье в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Финансовая поддержка оказывается субъектам Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации.
В проекте федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов на указанные цели в 2014 году предполагалось направить 19, 15 млрд. рублей (ранее планировалось - 17,1 млрд. руб.), в 2015 году - 28, 95 млрд. руб. (ранее планировалось - 26,9 млрд. руб.), в 2016 году - 32, 25 млрд. руб.
Таким образом, объем выделяемых на 2015 год средства сопоставим с объемами средств, запланированных на эти цели на 2015 год в проекте федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и превосходит размер ассигнований, предусмотренных на 2014 год.
4. В связи с завершением ряда проектов в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования (50 000,0 млн. рублей в 2014 году) и мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом (1 800,0 млн. рублей в 2014 году), в проекте бюджета предполагается снизить расходы на государственную программу "Развитие образования" на 2013-2020 годы в 2014 году относительно уровня 2013 года.
В проекте федерального закона (приложение 14) на дошкольное образование в 2015 году заложены средства в размере 5, 28 млрд. руб.** в сравнении с 6, 22 млрд. руб. на 2014 год, 7, 7 млрд. рублей на 2013 год (и 6, 53 млрд. рублей в 2012 году). К 2016-2017 годам объём средств федерального бюджета на указанные цели предполагается повысить - до 9, 4 млрд. в 2016 году и до 8, 62 млрд. в 2017 году (согласно приложению 16).
Комитет положительно оценивает увеличение ассигнований на эти цели в 2016-2017 годах, однако предлагаем увеличить эти расходы уже в 2015 году (вместо запланированного уменьшения до 5, 28 млрд. рублей в 2015 году).
Кроме того, следует учесть, что в рассматриваемом проекте федерального закона (в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие образования" на 2013-2020 годы) предусмотрена сумма в 617 млн. руб., предназначенная для развития инфраструктуры общего образования и дополнительного образования детей (софинансирования мероприятий, связанных со строительством и реконструкцией дошкольных образовательных учреждений). В 2013-2014 годах на эти цели из фе6дерального бюджета выделялся 1 млрд. руб. (982 млн. руб.).
5. Средства на предоставление материнского (семейного) капитала в рассматриваемом законопроекте по сравнению с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов" увеличены: с 301 млрд. руб. в 2014 году до 344, 45 млрд. руб. в 2015 году. К 2016 году объём средств федерального бюджета на указанные цели составит, как ожидается, 317 млрд. рублей. Снижение объемов ассигнований объясняется в пояснительной записке к законопроекту уточнением прогнозной численности граждан, которые могут обратиться с заявлением о распоряжении материнским (семейным) капиталом.
6. В составе Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы будет продолжено финансирование подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", которая для регионов является очень важным инструментом улучшения жилищных условий молодых семей. В недавнем прошлом объемы её финансирования составляли, по мнению Комитета, суммы незначительные и не соответствующие важности самой проблемы. Ранее эти расходы уже были снижены: с 4,9 млрд. рублей в 2012 году до 3,5 млрд. рублей уже в 2013 году. Та же сумма была заложена в проекте федерального закона о федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Вместе с тем, в рассматриваемом законопроекте размер ассигнований на финансирование названной подпрограммы увеличен до 6, 8 млрд. руб.
Комитет считает, что в целях улучшения демографической ситуации в стране, стимулирования рождения вторых и третьих детей следовало бы продлить срок действия подпрограммы (и программы "Жилище" в целом), либо принять новую программу, обеспечивающую существующий уровень социальной защищенности молодых семей в сфере реализации жилищных прав. Такая необходимость также связана с продолжающимся ростом стоимости жилья.
7. К положительным явлениям относится и то, что с 2015 года почти на 700 миллионов увеличиваются (даже в сравнении с запланированным в бюджете 2014-2016 годов прошлом году повышением) ассигнования на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (при возрастании рыночной стоимости жилья и увеличения численности льготной категории
8. Комитет, в целом положительно оценивая внесенные Правительством Российской Федерации предложения, касающиеся финансирования мероприятий, направленных на государственную поддержку семей с детьми, вместе с тем полагает необходимым отметить следующее:
1) Вызывает серьезную обеспокоенность предлагаемое законопроектом прекращение финансового обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Подобное предложение дискредитирует роль федеральных органов государственной власти в решении вопросов отдыха и оздоровления детей и вызовет у общества закономерную негативную реакцию, поскольку рассматриваемые ассигнования являются в настоящее время единственной статьей расходов федерального бюджета в данной сфере, не считая детей военнослужащих и иных специальных субъектов.
По мнению Комитета, следовало бы сохранить существующую систему финансового обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей. На это было указано в предыдущих заключениях Комитета к проектам федеральных законов о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период.
Из представленных документов невозможно сделать вывод о том, как в отсутствие федерального финансирования будет в дальнейшем обеспечиваться отдых детей в трудной жизненной ситуации, не снизится ли уровень и качество отдыха и оздоровления указанной категории детей.
2) По ряду расходных статей не заложено увеличение суммы ассигнований. Так сумма расходов федерального бюджета на единовременное денежное поощрение при награждении орденом "Родительская слава" уже много лет не меняется и составляет менее 10 миллионов рублей (а в 2016-2017 году даже запланировано ее снижение), о чем шла речь и в прошлогоднем заключении Комитета по проекту федерального бюджета на соответствующий период. При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 г. N 766 размер денежного поощрения был увеличен в два раза (с 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. одному из награжденных орденом "Родительская слава" родителей (усыновителей) по их выбору либо награжденному родителю (усыновителю) из неполной семьи).
Аналогичное замечание относится и к суммам, предусмотренным на разработку и реализацию комплекса мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Особенно в свете прекращения финансового обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (см. пункт 1 выводов настоящего заключения).
Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Первый заместитель |
О.Ю. Баталина |
_____________________________
* Справка: в 2013 году в проекте федерального бюджета на 2014 год было предусмотрено 462 млрд. 834 млн. 890 тыс. руб.
** В проекте федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов на это направление было запланировано 5, 48 млрд. руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.