Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в части финансирования раздела "Культура, кинематография" расходной части бюджета и государственной программы "Развитие культуры и туризма" и сообщает.
Проект федерального бюджета на 2015-2017 годы сформирован в программной классификации расходов на основе утвержденных Правительством Российской Федерации в 2012-2014 годах государственных программ, охватывающих все основные сферы (направления) деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 года" утверждена соответствующая программа, ранее принятая государственная программа "Развитие культуры и туризма", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2567-р утратила силу.
Главной целью Программы является реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и государства, единства российского общества, а также развитие туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию.
Задачи Программы:
1. Сохранение культурного и исторического наследия народа, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации.
2. Повышение качества и доступности услуг в сфере внутреннего и международного туризма.
3. Создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма.
Для оценки реализации Программы утверждены целевые индикаторы и показатели:
Индикаторы (в процентах) |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года |
111,9 |
116,97 |
122,43 |
128,25 |
134,45 |
135,1 |
135,72 |
Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения |
32,01 |
32,79 |
33,59 |
34,41 |
35,25 |
36,12 |
37,0 |
Прирост количества культурно-просветительских мероприятий, проведенных организациями культуры в образовательных учреждениях, по сравнению с 2012 годом |
6 |
9 |
12 |
15 |
18 |
21 |
25 |
Прирост числа лауреатов международных конкурсов и фестивалей в сфере культуры по отношению к 2012 году |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Прирост численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, по отношению к 2012 году |
109,59 |
119,18 |
134,25 |
153,42 |
186,30 |
189,0 |
191,78 |
Государственная программа
"Развитие культуры и туризма" в проекте федерального бюджета
Расходы федерального бюджета в 2015-2017 годах на реализацию государственной программы "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы составляют:
млн. рублей | |||||||||
Наименование |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||||||
Отклонение от паспорта, % |
Паспорт |
Проект |
Отклонение от паспорта, % |
Паспорт |
Проект |
Отклонение от паспорта, % |
|||
1 |
2 |
3 |
4 = 3/2 х 100 |
5 |
6 |
7 = 6/5 х 100 |
8 |
9 |
10 = 9/8 х 100 |
Всего |
101015,4 |
102827,3 |
101,8 |
103631,4 |
104122,4 |
100,5 |
98465,3 |
96972,8 |
98,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Наследие" |
29 698,3 |
27 376,8 |
92,2 |
29 938,4 |
28 214,7 |
94,2 |
13 852,0 |
23 851,6 |
172,2 |
Подпрограмма "Искусство" |
31 576,9 |
35 822,3 |
113,4 |
30 912,7 |
38 051,6 |
123,1 |
14 977,5 |
30 520,5 |
203,8 |
Подпрограмма "Туризм" |
328,8 |
533,8 |
162,3 |
329,0 |
529,9 |
161,1 |
211,5 |
529,6 |
250,4 |
Подпрограмма "Обеспечение условий реализации Программы" |
13 107,5 |
9 367,1 |
71,5 |
17 228,4 |
10 068,5 |
58,4 |
6 162,3 |
9 869,4 |
160,2 |
Федеральная целевая программа "Культура России (2012-2018 годы)" |
21 361,2 |
24 787,7 |
116,0 |
20 280,2 |
22 416,9 |
110,5 |
34 862,0 |
27 085,3 |
77,7 |
Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" |
4 942,8 |
4 939,6 |
99,9 |
4 942,8 |
4 840,8 |
97,9 |
28 400,0 |
5 116,5 |
18,0 |
Таким образом, финансирование государственной программы будет обеспечено в объемах: 2015 год - 102 827,3 млн. рублей, 2016 год - 104 122,4 млн. рублей, 2017 год - 96 972,8 млн. рублей.
По сравнению с объемами финансирования, предусмотренными в паспорте госпрограммы, в проекте бюджета ассигнования увеличены: в 2015 году на 1 811,9 млн. рублей, в 2016 году на 491,0 млн. рублей, в 2017 году уменьшены на 1 492,5 млн. рублей.
В проекте бюджета бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы в 2015 году по сравнению с уровнем 2014 года уменьшены на 1 217,5 млн. рублей, в 2016 году к уровню 2015 года увеличены на 1 295,1 млн. рублей, в 2017 году относительно 2016 года уменьшены на 7 149,6 млн. рублей.
Сравнение с предыдущим годом запланированных в проекте бюджета ассигнований на выполнение государственной программы представлено в таблице:
млн. рублей | ||||||||
Наименование |
2014 год (Закон N 349-ФЗ) |
2014 год* |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||
Изменение к предыдущему году, % |
Проект |
Изменение к предыдущему году, % |
Проект |
Изменение к предыдущему году, % |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 = 4/3 х 100 |
6 |
7 = 6/4 х 100 |
8 |
9 = 8/6 х 100 |
Всего |
102 264,6 |
104 044,8 |
102 827,3 |
98,8 |
104 122,4 |
101,3 |
96 972,8 |
93,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Наследие" |
31 160,8 |
31 764,4 |
27 376,8 |
86,2 |
28 214,7 |
103,1 |
23 851,6 |
84,5 |
Подпрограмма "Искусство" |
35 685,4 |
40 146,7 |
35 822,3 |
89,2 |
38 051,6 |
106,2 |
30 520,5 |
80,2 |
Подпрограмма "Туризм" |
728,6 |
729,2 |
533,8 |
73,2 |
529,9 |
99,3 |
529,6 |
100,0 |
Подпрограмма "Обеспечение условий реализации Программы" |
10 056,7 |
6 326,0 |
9 367,1 |
148,1 |
10 068,5 |
107,5 |
9 869,4 |
98,0 |
Федеральная целевая программа "Культура России (2012-2018 годы)" |
19 992,9 |
20 438,4 |
24 787,7 |
121,3 |
22 416,9 |
90,4 |
27 085,3 |
120,8 |
Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" |
4 640,2 |
4 640,2 |
4 939,6 |
106,5 |
4 840,8 |
98,0 |
5 116,5 |
105,7 |
_____________________________
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2014 г.
Наиболее значительное изменение параметров ресурсного обеспечения произошло в отношении расходов на реализацию подпрограмм "Наследие", "Искусство", "Туризм" и "Обеспечение условий реализации Программы".
Проектом бюджета предусматривается увеличение ассигнований федерального бюджета на 9 999,6 млн. рублей в 2017 году на реализацию подпрограммы "Наследие" в связи с перераспределением бюджетных ассигнований с федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)" и федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" на реализацию мероприятий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов исторического и культурного наследия.
По подпрограмме "Искусство" предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований в 2015 году на 4 250,8 млн. рублей, в 2016 году - на 7 206,1 млн. рублей, в 2017 году - на 15 570,5 млн. рублей на реализацию мероприятий, осуществляемых Министерством культуры Российской Федерации в централизованном порядке, по приоритетным направлениям в сфере культуры: проведение юбилейных мероприятий и мероприятий по реставрации памятников истории и культуры; развитие хорового искусства; празднование международного фестиваля-ярмарки народных ремесел и промыслов; предоставление премий и грантовой поддержки федеральным учреждениям культуры, учреждениям культуры субъектов Российской Федерации, сельским учреждениям культуры; проведение гастрольной деятельности ведущих творческих коллективов в регионах Российской Федерации.
По подпрограмме "Туризм" предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований в 2015-2017 годах на 200,0 млн. рублей ежегодно в связи с выделением дополнительных бюджетных ассигнований на создание государственной информационной системы "Электронная путевка".
На реализацию подпрограммы "Обеспечение условий реализации Программы" проектом бюджета предусматривается сокращение бюджетных ассигнований, запланированных на повышение оплаты труда работников федеральных учреждений культуры, в 2015 году на 4 039,4 млн. рублей, в 2016 году - 7 573,9 млн. рублей, в 2017 году - 3 102,5 млн. рублей. По данным Федеральной службы государственной статистики, значение целевого показателя по соотношению средней заработной платы работников федеральных учреждений культуры к средней заработной плате по экономике достигнуто в 2013 году.
Наряду с общими подходами по формированию проекта федерального бюджета на изменение расходов по государственной программе повлияло:
выделение дополнительных бюджетных ассигнований на сохранение объектов культурного наследия Соловецкого архипелага, Архангельская область в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)" (в 2015-2017 годах по 800,0 млн. рублей ежегодно);
выделение дополнительных бюджетных ассигнований на создание государственной информационной системы "Электронная путевка" в рамках подпрограммы "Туризм" в 2015-2017 годах по 200,0 млн. рублей ежегодно;
проведение мероприятий по строительству центров культурного развития в рамках подпрограммы "Искусство" в 2015 году в объеме 1 097,8 млн. рублей;
выделение дополнительных бюджетных ассигнований на реконструкцию Архангельского театра кукол (в 2016 году в объеме 195,7 млн. рублей, в 2017 году - 206,4 млн. рублей),
на поддержку детского кино и анимационных фильмов в 2016 году в объеме 250,7 млн. рублей;
увеличение в рамках подпрограммы "Наследие" бюджетных ассигнований на реконструкцию и реставрацию учреждения культуры "Политехнический музей" в 2016 году на 1 474,0 млн. рублей;
завершение мероприятий в рамках празднования Года культуры в 2014 году (уменьшение в 2015 году на 2 700,0 млн. рублей), завершение работ по восстановлению Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви в 2016 году (уменьшение в 2017 году на 931,0 млн. рублей);
уменьшение в рамках подпрограммы "Искусство" бюджетных ассигнований в связи с сокращением мероприятий, осуществляемых Минкультуры России в централизованном порядке (3 944,7 млн. рублей в 2017 году);
завершение строительства музейного комплекса "Поле Куликовской битвы" (307,6 млн. рублей в 2016 году) в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)".
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) из федерального бюджета
Субсидии на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)" предусмотрены в 2015 году в сумме 376,0 млн. рублей, в 2016 году - 410,3 млн. рублей, в 2017 году - 451,1 млн. рублей.
Предоставление указанных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации направлено на укрепление единства российской нации, улучшение межэтнических и этноконфессиональных отношений, укрепление общегражданской российской идентичности, развитие этнокультурного многообразия народов России.
За счет межбюджетного трансферта на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)" планируется проведение в субъектах Российской Федерации более 500 мероприятий, направленных на достижение целей и задач федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)".
Субсидии на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" предусмотрены в 2015 году в сумме 1 255,2 млн. рублей, в 2016 году - 1 193,7 млн. рублей, в 2017 году - 753,0 млн. рублей.
За счет субсидий на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" планируется осуществить в том числе:
- создание общероссийской системы доступа к Национальной электронной библиотеке;
- создание многофункциональных мобильных культурных центров для обеспечения доступа граждан Российской Федерации к электронным информационным ресурсам, в том числе размещенным в сети Интернет;
- оснащение музеев компьютерным и телекоммуникационным оборудованием;
- развитие Национальной электронной библиотеки;
- модернизацию учреждений культуры села, в том числе обновление материально-технической базы, приобретение специального оборудования;
- обеспечение сельского населения специализированным автотранспортом;
- строительство пристроя и реконструкции здания национальной библиотеки Республики Бурятия г. Улан-Удэ;
- строительство автомобильной дороги Великая Губа-Оятевщина;
- реконструкцию объекта культурного наследия "Здание страхового товарищества "Саламандра", 1913-1914гг., для размещения бюджетного учреждения культуры Омской области "Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля", по ул. Музейная, д. 4, г. Омск;
- строительство Дворца Деда Мороза в вотчине Деда Мороза, г. Великий Устюг, Вологодская область;
- строительство государственного бюджетного учреждения культуры Республики Хакасия "Национальная библиотека им. Н.Г. Доможакова".
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации
В 2015 - 2017 годах будет продолжено предоставление межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации, в том числе:
1) на предоставление единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетные ассигнования предусмотрены в 2015 году в сумме 10 422,4 млн. рублей, в 2016 году - в сумме 10 214,0 млн. рублей, в 2017 году - в сумме 11 013,2 млн. рублей.
Единая субвенция в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 1309-р, сформирована из 9 субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и направлена на финансовое обеспечение осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, в том числе в отношении объектов культурного наследия.
Общий объем единой субвенции рассчитан как сумма объемов единых субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации. В свою очередь, объем единой субвенции, предоставляемой бюджету конкретного субъекта Российской Федерации, рассчитан как сумма объемов субвенций, формирующих единую субвенцию, определенных для данного субъекта Российской Федерации в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методиками распределения этих субвенций.
Иные межбюджетные трансферты
В составе расходов федерального бюджета в 2015-2017 годах предусмотрены следующие виды иных межбюджетных трансфертов:
- на гранты в области науки, культуры, искусства и средств массовой информации в 2015 - 2017 годах в сумме 664,5 млн. рублей ежегодно. За счет межбюджетных трансфертов в 2015 - 2017 годах планируется выплатить гранты коллективам в целях поддержки творческих проектов;
- на мероприятия по реализации комплексного проекта "Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар" в 2015 году в сумме 400,0 млн. рублей. За счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан в 2015 году планируется осуществить следующие мероприятия:
архитектурно-археологические исследования объектов на территории достопримечательного места "Остров-град Свияжск" с целью их дальнейшего музеефицирования;
спасательные археологические полевые работы на территории достопримечательного места "Остров-град Свияжск";
спасательные археологические полевые работы на территории Болгарских городищ;
- на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований и государственных библиотек городов Москвы и Санкт-Петербурга предусмотрены в 2015-2017 годах в сумме по 50,0 млн. рублей ежегодно в целях пополнения книжных фондов библиотек новыми изданиями, а также приобретения литературно-художественных журналов;
- на подключение общедоступных библиотек Российской Федерации к сети Интернет и развитие системы библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки предусмотрены в 2015-2017 годах в сумме по 80,0 млн. рублей ежегодно. За счет иных межбюджетных трансфертов на подключение общедоступных библиотек Российской Федерации к сети Интернет и развитие системы библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки в 2015-2017 годах планируется подключение общедоступных библиотек к сети Интернет, при этом количество подключенных к сети Интернет библиотек к концу 2017 года должно достичь 100 процентов.
Комитет по культуре рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Председатель Комитета |
С.С. Говорухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.