Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 641049-6 "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие ликвидации последствий аварии в 1970 году на производственном объединении "Завод "Красное Сормово"
Досье на проект федерального закона
В целях восстановления социальной справедливости в отношении граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие ликвидации последствий аварии в 1970 году на производственном объединении "Завод "Красное Сормово", настоящим законопроектом предлагается распространить на них действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", приравняв их по объему мер социальной поддержки к участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Конституция Российской Федерации провозглашает равенство всех граждан перед законом, а также равенство прав человека и гражданина независимо от обстоятельств. В соответствии с этим можно утверждать, что граждане, пострадавшие от радиационного воздействия, должны иметь равные социальные гарантии независимо от ситуаций, в результате которых они пострадали.
18 января 1970 года в городе Горьком на производственном объединении "Завод "Красное Сормово" на атомном реакторе строящейся подводной лодки произошла радиационная авария.
По имеющимся сведениям, в ликвидации последствий этой аварии в период с 18 января 1970 года по 24 апреля 1970 года приняло участие около 1 000 работников завода и предприятий-смежников. Силами ликвидаторов удалось предотвратить распространение радиационного заражения за пределы цеха. Шестерых пострадавших во время аварии доставили в больницы города Москвы, трое из них в течение месяца скончались от острой лучевой болезни. Дезактивационная обработка рабочих проводилась спустя сутки после аварии. Допустимый уровень радиации в цехе был превышен в сотни раз.
До 1995 года в отношении аварии существовал режим секретности, а ликвидаторы не имели никаких льгот.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" на лиц из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, принимавших непосредственное участие в ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Завод "Красное Сормово", распространялся статус участников действий подразделений особого риска с предоставлением им соответствующих мер социальной поддержки.
Так, в 1995 году С.-Петербургским комитетом ветеранов подразделений особого риска четырнадцати участникам ликвидации последствий указанной аварии из числа военнослужащих (военпредов) был установлен статус ветеранов подразделений особого риска и предоставлены соответствующие льготы.
Ликвидаторам последствий аварии на производственном объединении "Завод "Красное Сормово" из числа гражданских лиц льгот и компенсаций федеральным законодательством установлено не было.
Действующий владелец завода "Красное Сормово" никакой юридической ответственности за происшедшую 18 января 1970 года аварию не несет.
В настоящее время действует Закон Нижегородской области от 10 декабря 2004 года N 146-З "О мерах социальной поддержки участников ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Завод "Красное Сормово", которым для указанной категории граждан предусмотрены следующие меры социальной поддержки:
ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов платы за жилое помещение, коммунальные услуги и электроэнергию;
ежемесячная денежная выплата, размер которой с 1 января 2014 года составляет 961 руб. (при этом указанная выплата по Закону Нижегородской области от 10.12.2004 N 146-3 не назначается лицам, получающим ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации: т.е. инвалиды из числа ликвидаторов последствий аварии на производственном объединении "Завод "Красное Сормово", получающие ежемесячную денежную выплату по инвалидности, выплаты в 961 руб./мес. лишены);
ежегодная единовременная денежная выплата на оздоровление в размере 1 000 руб.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 10.12.2004 N 146-З участнику ликвидации последствий аварии, имеющему право на получение мер социальной поддержки по данному Закону и аналогичных мер социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по данному Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору участника.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, на сегодняшний день помимо ежемесячной денежной компенсация в размере 50 процентов платы за жилое помещение, коммунальные услуги и электроэнергию и ряда других льгот предоставляется:
ежемесячная денежная выплата - 2 123,92 руб. (кроме того, им может устанавливаться ежемесячная денежная выплата одновременно и по другому основанию);
ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров - 493,74 руб.;
ежегодная денежная компенсация на оздоровление - 740,66 руб.
Инвалидам из числа указанных граждан установлена:
ежемесячная денежная выплата - 2 123,92 руб. (кроме того, им может устанавливаться ежемесячная денежная выплата одновременно и по другому основанию);
ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров - 740,66 руб.;
ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью:
инвалидам 1 группы - 15 486,48 руб.,
инвалидам 2 группы - 7 743,25 руб.,
инвалидам 3 группы - 3 097,29 руб.;
ежегодная компенсация за вред, нанесенный здоровью:
инвалидам 1 группы - 1 234,44 руб.,
инвалидам 2 группы - 1 234,44 руб.,
инвалидам 3 группы - 987,55 руб.;
единовременная денежная компенсация за вред здоровью:
инвалидам 1 группы - 24 688,6 руб.,
инвалидам 2 группы - 17 282,03 руб.,
инвалидам 3 группы - 12 344,33 руб.
Очевидно, что по объему мер социальной поддержки ликвидаторы последствий аварии на производственном объединении "Завод "Красное Сормово" из числа гражданских лиц значительно ущемлены в сравнении с ликвидаторами последствий той же аварии из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил, равно как ущемлены в сравнении с участниками ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и подобных аварий (таких как авария в 1957 году на производственном объединении "Маяк").
Такая несправедливость, существующая в течение десятилетий, по отношению к людям, которые ценой своего здоровья и жизни сумели предотвратить распространение радиационного заражения, не заслуженна. А между тем, количество этих людей стремительно сокращается. На 22 ноября 2013 года из числа гражданских лиц, принимавших непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии на атомном реакторе строящейся подводной лодки в зоне "строгого режима" на производственном объединении "Завод "Красное Сормово" в период с 18 января 1970 года по 24 апреля 1970 года, в живых осталось 365 человек. По данным Нижегородской региональной общественной организации "Общество работников завода "Красное Сормово" и предприятий смежников, участников ликвидации аварии реактора на атомной подводной лодке (АЛЛ) в январе 1970 года" (НРОО "Январь 70") к июню 2014 года их стало на 20 человек меньше. Из ныне живущих 345 ликвидаторов, средний возраст которых составляет 70-75 лет, инвалидов 1 группы - 6 человек, 2 группы - 115 человек, 3 группы - 21 человек.
В канун 45-летия трагедии на производственном объединении "Завод "Красное Сормово" было бы справедливо вспомнить и признать заслуги уходящих героев.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие ликвидации последствий аварии в 1970 году на производственном объединении "Завод "Красное Сормово"
Принятие проекта федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие ликвидации последствий аварии в 1970 году на производственном объединении "Завод "Красное Сормово" потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
По состоянию на июнь 2014 года из числа гражданских лиц, принимавших непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии на атомном реакторе строящейся подводной лодки в зоне "строгого режима" на производственном объединении "Завод "Красное Сормово" в период с 18 января 1970 года по 24 апреля 1970 года, в живых осталось 345 человек. Из них инвалидов 1 группы - 6 человек, 2 группы - 115 человек, 3 группы - 21 человек.
Действующим законодательством не предусмотрен порядок установления причинной связи заболеваний и инвалидности, а также смерти с последствиями воздействия радиации вследствие аварии в 1970 году на атомном реакторе подводной лодки на производственном объединении "Завод "Красное Сормово" для рассматриваемых в предлагаемом законопроекте категорий граждан. В связи с чем невозможно точно определить объем средств, необходимых на реализацию мер социальной поддержки. В случае установления причинной связи инвалидности с последствиями воздействия радиации вследствие аварии в 1970 году на атомном реакторе подводной лодки на производственном объединении "Завод "Красное Сормово" для всех без исключения ныне живущих инвалидов-участников ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Завод "Красное Сормово", 142 гражданам будут предоставляться меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Соответственно, 203 гражданам из числа участников ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Завод "Красное Сормово" будут предоставляться меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В настоящее время гражданам, указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предоставляются следующие меры социальной поддержки:
ежемесячная денежная выплата - 2 123,92 руб.;
ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров - 740,66 руб.;
ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью:
инвалидам 1 группы - 15 486,48 руб.,
инвалидам 2 группы - 7 743,25 руб.,
инвалидам 3 группы - 3 097,29 руб.;
ежегодная компенсация за вред, нанесенный здоровью:
инвалидам 1 группы - 1 234,44 руб.,
инвалидам 2 группы - 1 234,44 руб.,
инвалидам 3 группы - 987,55 руб.;
единовременная денежная компенсация за вред здоровью:
инвалидам 1 группы - 24 688,6 руб.,
инвалидам 2 группы - 17 282,03 руб.,
инвалидам 3 группы - 12 344,33 руб.;
Итого расходы на предоставление указанных мер социальной поддержки одному гражданину в год (включая единовременную денежную компенсацию за вред здоровью) составят:
инвалидам 1 группы:
12 х (2123,92+740,66+15486,48) + 1234,44 + 24688,6 = 246 135,76 (руб.),
инвалидам 2 группы:
12 х (2123,92+740,66+7743,25) + 1234,44 + 17282,03 = 145 810,43 (руб.),
инвалидам 3 группы:
12 х (2123,92+740,66+3097,29) + 987,55 + 12344,33 = 84 874,32 (руб.);
Гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предоставляются следующие меры социальной поддержки:
ежемесячная денежная выплата - 2 123,92 руб.;
ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров - 493,74 руб.;
ежегодная денежная компенсация на оздоровление - 740,66 руб.
Итого расходы на предоставление указанных мер социальной поддержки одному гражданину в год составят:
12 х (2123,92+493,74) + 740,66 = 32 152,58 (руб.)
Таким образом, на предоставление вышеперечисленных мер социальной поддержки участникам ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Завод "Красное Сормово" потребуются в год средства федерального бюджета в размере:
(203 х 32152,58) + (6 х 246135,76) + (115 х 145810,43) + (21 х 84874,32) = 26 554 348,47* (руб.)
(* из них 2 394 795,98 руб. - единовременная денежная компенсация за вред здоровью инвалидам 1, 2 и 3 группы: (6 х 24688,6) + (115 х 17282,03) + (21 х 12344,33))
Кроме того, всем участникам ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Завод "Красное Сормово" предусматривается установленная Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов платы за жилое помещение, коммунальные услуги и электроэнергию.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 10.12.2004 года N 146-З "О мерах социальной поддержки участников ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Завод "Красное Сормово" рассматриваемой категории граждан также предусмотрена ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов платы за жилое помещение, коммунальные услуги и электроэнергию. На реализацию данной статьи расходов в областном бюджете на 2015 год заложено 3 834 800 руб. (на 2014 г. - 3 400 800 руб.).
В случае принятия проекта федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие ликвидации последствий аварии в 1970 году на производственном объединении "Завод "Красное Сормово", указанные средства в размере 3 834 800 руб. будут предоставлены Нижегородской области в виде субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, общая сумма затрат из федерального бюджета на предоставление вышеперечисленных мер социальной поддержки участникам ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Завод "Красное Сормово" составит в год:
26 554 348,47 + 3 834 800 = 30 389 148,47 (руб.)
Произвести достоверный расчет дополнительных средств федерального бюджета, необходимых для предоставления иных мер социальной поддержки участникам ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Завод "Красное Сормово", установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС": обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью, пособие на погребение, предоставление мер социальной поддержки семьям, потерявшим кормильца, и др. невозможно, ввиду наличия объективных трудностей. Представляется, что эти дополнительные средства не окажут существенного влияния на расходную часть бюджета.
Во-первых, правом на обеспечение жилой площадью нуждающихся в улучшении жилищных условий уже обладают 142 ликвидатора из ныне живущих 345 в соответствии со ст. 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". При этом никто из 142 человек указанным правом не воспользовался. Таким образом, нуждающихся в улучшении жилищных условий среди ликвидаторов последствий аварии на производственном объединении "Завод "Красное Сормово" следует ожидать с вероятностью менее 0,7% (т.е. не более 1 человека из 203 оставшихся граждан, не обладающих в настоящее время этим правом). Поскольку на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит никого из числа ликвидаторов, в Нижегородской региональной общественной организации "Общество работников завода "Красное Сормово" и предприятий смежников, участников ликвидации аварии реактора на атомной подводной лодке (АПЛ) в январе 1970 года" (НРОО "Январь 70") нет данных относительно наличия среди указанных лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, имея ввиду тот факт, что из числа умерших инвалидов-ликвидаторов также никто не претендовал на право в обеспечении жильем, нет достаточного основания полагать, что указанная мера социальной поддержки повлечет дополнительные расходы (тем более - расходы сколько-нибудь существенные) средств федерального бюджета.
Во-вторых, выплата пособия на погребение (9393,72 руб.) связана с прекращением других выплат, размер которых в совокупности за год значительно превосходит размер указанного пособия.
В-третьих, при оценке средств, необходимых для предоставления иных мер социальной поддержки (в том числе семьям, потерявшим кормильца из числа ликвидаторов), необходимо иметь ввиду, что средний возраст ныне живущих 345 ликвидаторов последствий аварии 1970 года составляет 70-75 лет. Т.е., например, меры поддержки, связанные с трудовой/образовательной деятельностью, а также с наличием членов семьи, находящихся на иждивении, представляются мало актуальными для данной категории граждан.
Кроме того, в расчете затрат на реализацию законопроекта "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие ликвидации последствий аварии в 1970 году на производственном объединении "Завод "Красное Сормово" использовано предположение, что все инвалиды из числа живущих в настоящее время ликвидаторов имеют инвалидность вследствие указанной аварии. Для информации, в Нижегородской области количество инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы составляет менее 6% от числа граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В случае, если то же соотношение было бы сохранено для участников ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Завод "Красное Сормово", количество лиц, которым предоставлялись бы меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", сократилось до 20 (более чем в 7 раз).
Соответственно, сумма общих затрат была бы меньше в = 1,77 раза. Таким образом, есть все основания полагать, что дополнительные затраты из федерального бюджета в случае принятие проекта федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие ликвидации последствий аварии в 1970 году на производственном объединении "Завод "Красное Сормово", не превысят 30 389 148,47 руб. в год.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие ликвидации последствий аварии в 1970 году на производственном объединении "Завод "Красное Сормово"
Принятие проекта федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие ликвидации последствий аварии в 1970 году на производственном объединении "Завод "Красное Сормово" потребует внесения изменений в следующие акты федерального законодательства Российской Федерации:
1) Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов";
2) Федеральный закон от 02.12.2013 N 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов";
3) Налоговый кодекс Российской Федерации (в части соотнесения проектируемых положений со ст. 218, 391 ч. 2);
4) Закон Российской Федерации от 19.04 1991 N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (в части соотнесения проектируемых положений со ст. 29, 30);
5) Постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2004 N 592 "Об утверждении Перечня заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
А также нормативные правовые акты, принятые в целях реализации Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.