Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 640591-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
1. Общие характеристики проекта федерального закона.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан Минтрансом России в целях совершенствования норм на основе результатов правоприменительной практики для обеспечения более эффективной работы Государственной компании "Российские автомобильные дороги", а также актуализации места нахождения Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект федерального закона. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации.
Государственная компания "Российские автомобильные дороги" является некоммерческой организацией, созданной в целях оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления.
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ) устанавливает правовое положение, цели создания и деятельности, порядок создания, реорганизации и ликвидации некоммерческой организации - Государственной компании "Российские автомобильные дороги", а также особенности осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, находящихся в доверительном управлении указанной некоммерческой организации, и использования земельных участков для осуществления деятельности указанной некоммерческой организации.
Порядок, правила осуществления полномочий и выполнения функций, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ и возложенных на Государственную компанию "Российские автомобильные дороги" (далее - Государственная компания), установлены Регламентом Государственной компании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 685.
Пунктом 2 указанного Регламента в развитие норм части 4 статьи 15 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ предусмотрено, что отдельные полномочия Государственной компании, связанные с оказанием государственных услуг, осуществляются на основании утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации административных регламентов в следующих сферах:
а) организация взимания платы за проезд транспортных средств по автомобильным дорогам Государственной компании;
б) осуществление отдельных полномочий, связанных с резервированием земель и изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
в) организация проезда транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам Государственной компании, а также взимание платы в виде возмещения вреда, причиняемого такими транспортными средствами автомобильным дорогам Государственной компании;
г) установление сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных Компании в аренду, определение процедур размещения объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций и инженерных коммуникаций в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании.
Вместе с тем работа над проектами соответствующих административных регламентов Государственной компании выявила невозможность их разработки в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг". Причинами тому стали:
организационно-правовая форма - некоммерческая организация Государственная компания "Российские автомобильные дороги". Следует отметить, что нормы постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 установлены для федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местных администраций и иных органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия;
отсутствие заявителя при реализации ряда полномочий Государственной компании;
отсутствие оснований подключения к системе межведомственного информационного взаимодействия, а также невозможность осуществления отдельных полномочий Государственной компании, связанных с оказанием государственных услуг в электронной форме.
Сегодня реализация отдельных полномочий Государственной компании, связанных с оказанием государственных услуг, осуществляется на основе:
Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 685 "Об утверждении Регламента Государственной компании "Российские автомобильные дороги";
распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 2146-р "Об утверждении программы деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010 - 2015 годы)";
постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 г. N 18 "Об утверждении Правил оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог";
приказа Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" (зарегистрировано Минюстом России 11 октября 2012 г., регистрационный N 25656);
приказа Минтранса России от 4 июля 2011 г. N 179 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов" (зарегистрировано Минюстом России 13 сентября 2011 г., регистрационный N 21782);
приказа Минтранса России от 25 октября 2012 г. N 385 "Об утверждении форм примерных соглашений об установлении частных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, а также капитального ремонта объектов дорожного сервиса и их эксплуатации, а также в целях установки и эксплуатации рекламных конструкций, и соглашений, предусматривающих размер платы за публичный сервитут в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации" (зарегистрирован Минюстом России 31 мая 2013 г., регистрационный N 28602);
приказа Минтранса России от 17 октября 2012 г. N 373 "Об утверждении Порядка подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, а также требований к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении такого публичного сервитута, и требований к содержанию решения об установлении такого публичного сервитута" (зарегистрирован Минюстом России 28 января 2013 г., регистрационный N 26725);
приказа Минтранса России от 25 октября 2012 г. N 384 "Об утверждении Порядка осуществления владельцем автомобильной дороги мониторинга соблюдения владельцем инженерных коммуникаций технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, при прокладке, переносе, переустройстве инженерных коммуникаций и их эксплуатации в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог" (зарегистрирован Минюстом России 25 февраля 2013 г., регистрационный N 27311);
и иными законодательными и нормативными правовыми актами.
Вместе с тем деятельность и развитие Государственной компании выявляют необходимость урегулирования особенностей осуществления отдельных полномочий Государственной компании, связанных с оказанием государственных услуг, что может стать частью (разделом) утвержденного Правительством Российской Федерации Регламента Государственной компании.
Соответственно, проектом федерального закона предлагается закрепить порядок разработки предложений по дополнению Регламента Государственной компании новыми разделами, не предусмотренными частью 2 статьи 15 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ:
на основе деятельности Государственной компании формируется предложение по внесению изменений в Регламент Государственной компании, которое представляется в Минтранс России по решению председателя Правления или Наблюдательного совета и для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации советующего проекта постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Регламент Государственной компании.
Внесение изменений в пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ вызвано необходимостью актуализации места нахождения Государственной компании.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ установлено местонахождение Государственной компании - город Москва.
В то же время Программа деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010-2020 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 2146-р, указывает, что в период реализации Программы комплекс работ по проектированию, подготовке территории и строительству (реконструкции) автомобильных дорог Государственной компании должен проводиться на следующих территориях:
М-1 "Беларусь" - от Москвы до границы с Республикой Белоруссия (на Минск, Брест);
М-3 "Украина" - от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев);
М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска;
М-11 - строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург;
А-113 - строящаяся Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область);
строящиеся автомобильные дороги для обеспечения комплексного развития Новороссийского транспортного узла;
строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Нижний Новгород - Казань (на участке обхода городов Балашихи и Ногинска).
Таким образом, деятельность Государственной компанией по территориальному признаку осуществляется вне территории города Москвы.
Кроме того, в целях развития территорий Московской области, налоговой оптимизации, а также улучшения транспортной обстановки в городе Москве представляется целесообразным осуществить передислокацию Государственной компании на территорию Московской области.
В целях решения указанной задачи проектом федерального закона предлагается внести изменения в пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ, изменив местонахождение Государственной компании на Московскую область.
3. Оценка эффективности предлагаемых решений.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предполагает увеличения численности, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
4. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Проект федерального закона не повлияет на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, увеличения численности соответствующих органов.
5. Описание и оценка замечаний и предложений по проекту федерального закона.
Проект федерального закона в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" с 30 августа по 14 сентября 2013 г. в целях проведения общественного обсуждения был размещен на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По результатам проведения общественного обсуждения замечаний и предложений по проекту федерального закона не поступало.
Проект федерального закона в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" с 30 сентября по 11 октября 2013 г. был размещен на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с целью проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Заключения экспертов не поступили.
Проект федерального закона согласован в установленном порядке Министерством экономического развития Российской Федерации (письмо от 10 октября 2013 г. N 21657-ОФ/Д07и) и Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 9 декабря 2013 г. N 19-02-05/7/53849) без замечаний.
На проект федерального закона получено заключение Минюста России (письмо от 27 декабря 2013 г. N 09/121187-ЕБ), в соответствии с которым коррупциогенные факторы не выявлены.
Минюст России в заключении обращает внимание на часть 2 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ), согласно положениям которой действие данного федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Предусмотренные частью 4 статьи 15 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ административные регламенты являются административными регламентами по осуществлению полномочий, связанных с предоставлением государственных услуг, а не административными регламентами федерального органа исполнительной власти по предоставлению государственной услуги.
В свою очередь нормами Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ не предусмотрена разработка отдельных административных регламентов для организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг.
Соответственно, представленным проектом федерального закона нормы Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ приводятся в соответствие с нормами Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ.
На проект федерального закона получено заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (письмо от 14 января 2014 г. N 01-12/27), в соответствии с которым проект федерального закона поддерживается без дополнительных замечаний и предложений.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует внесение изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 685 "Об утверждении Регламента Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
Ответственный исполнитель - Минтранс России.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Минтранс России.
Срок внесения указанных изменений в течение 1 года с даты принятия и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.