Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 647361-6 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Досье на проект федерального закона
Российская система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) выстроена в соответствии с требованиями Рекомендаций ФАТФ, которые в согласно резолюции Совета Безопасности ООН N 1617 от 25.07.2005 являются общепризнанными международно-правовыми стандартами противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.
Рекомендация 10 ФАТФ регламентирует требования к проведению финансовыми организациями надлежащей проверки клиентов, которая должна включать в себя в том числе идентификацию клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца.
В соответствии с Рекомендацией 22 требования в отношении надлежащей проверки клиентов и хранения записей, изложенные в рекомендациях 10, 11, 12, 15 и 17 применяются к дилерам по драгоценным металлам и драгоценным камням когда они осуществляют с клиентом любую операцию с наличными средствами на сумму, равную или превышающую установленное пороговое значение.
Согласно пункту 9 Руководства по применению подхода, основанного на оценке риска, для торговцев драгоценными металлами и драгоценными камнями, изданного ФАТФ в 2008 году (далее - руководство), понятие "дилер" включает добытчиков драгоценных металлов и камней, промежуточных покупателей и посредников, гранильщиков и полировщиков драгоценных камней и аффинажеров драгоценных металлов, производителей ювелирных изделий, розничных продавцов, а также покупателей и продавцов на вторичном рынке и рынке лома.
Вышеуказанные требования ФАТФ имплементированы в российскую систему ПОД/ФТ посредством включения в статью 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) организаций, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения. Права и обязанности, возложенные Федеральным законом N 115-ФЗ на вышеуказанные организации, распространяются также на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, реализующие ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, являются полноценными субъектами Федерального закона N 115-ФЗ, на которые распространяются все обязанности, связанные с ПОД/ФТ, в том числе обязанность идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.
В настоящее время Федеральным законом N 115-ФЗ пороговая сумма (15000 рублей), от которой идентификация будет являться обязательной установлена лишь в отношении операций по приему от клиентов - физических лиц организациями, осуществляющими операции с денежными средствами, или иным имуществом платежей (в рамках Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"), страховых премий.
Организация, реализующая ювелирные изделия - фактически единственный субъект российской "антиотмывочной" системы, осуществляющий розничную продажу. Общественное правосознание, как правило, ставит такие организации в один ряд с обычными магазинами, приобретая что-либо в которых не требуется паспорт. Обязательность идентификации покупателя ювелирных изделий приводит к ряду негативных последствий, связанных с ведением финансово-хозяйственной деятельности.
В частности, обязанность проведения массовой идентификации влечет за собой повышение трудозатрат работников организаций, осуществляющих продажу ювелирных изделий, как следствие повышение зарплат работников таких организаций и удорожание конечного продукта - ювелирных изделий.
Между тем, в странах Европы предусмотрены достаточно высокие пороговые суммы в отношении покупателей ювелирных изделий. Так например, во Франции порог составляет 3 000 евро для резидентов и 15 000 евро для нерезидентов, в Португалии - 1 000 евро, в Испании 2 500 евро для резидентов, 15 000 евро для нерезидентов, в Бельгии 3 000 евро.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - законопроект) предусматривает установление пороговой суммы (15000 рублей), до которой идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца при покупке физическим лицом ювелирных изделий вне зависимости от способа оплаты.
При использовании персонифицированного средства платежа для совершения операции по покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, порог по идентификации составит 100000 рублей, либо эквивалент в иностранной валюте. В обоих случаях законопроект накладывает обязанность по идентификации когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Данная норма позволит реализовать риск-ориентированный подход, предусмотренный Рекомендацией 1 ФАТФ, поскольку согласно пункту 17 Руководства за счет принятия подхода, основанного на оценке риска, можно обеспечить соизмеримость мер, направленных на предотвращение или сокращение отмывания денег и финансирования терроризма, с выявленными рисками. Это позволит распределить ресурсы наиболее эффективным образом.
Установление пороговой суммы (100000 рублей) обусловлено аналогией с предельным размером расчетов между юридическими лицами, установленным пунктом 6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов".
Предлагаемая мера не противоречит Рекомендациям ФАТФ и в то же время снимает излишнюю нагрузку с финансовых организаций, в том числе с организаций, осуществляющих реализацию ювелирных изделий.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не повлечет изменения финансовых обязательств государства, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.