Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
о проекте федерального закона N 623874-6 "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 623874-6 "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству (далее - Комитет) отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан во исполнение перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года, а также последующих поручений Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, которыми определены цели и задачи опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока.
Проект федерального закона устанавливает правовые основы государственной поддержки опережающего социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Целью законопроекта является создание условий для обеспечения "глобальной" конкурентоспособности деятельности территорий опережающего социально-экономического развития (далее - территории опережающего развития).
В рамках реализации поставленных целей законопроектом предлагается обеспечить государственной поддержкой субъекты Российской Федерации путем создания территорий опережающего развития и установления особого правового режима предпринимательской и иной деятельности на таких территориях.
Принципы подхода создания и функционирования территорий опережающего развития обусловлены индивидуальным подходом разработки конкретной территории, который характеризуется географическим и геополитическим факторами, оценкой природно-ресурсной базы, оценкой эффективности развития производственных мощностей и прогнозной оценкой динамики роста объемов дополнительных доходов, поступающих в соответствующие бюджеты в связи с созданием таких территорий, а также иными объективными условиями и факторами.
Так, законопроект определяет, что территории опережающего развития создаются по решению Правительства Российской Федерации на основании предложений уполномоченного федерального органа.
В свою очередь, Правительством Российской Федерации определяется перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действуют особые правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности, минимальный объем капитальных вложений резидентов территории опережающего развития, положение о применении или неприменении таможенной процедуры свободной таможенной зоны, описание местоположения границ территории опережающего развития.
Также при необходимости Правительство Российской Федерации может установить минимальные требования к уровню применяемых резидентами территорий опережающего социально-экономического развития технологий и методов производства, оборудования для соответствующих видов экономической деятельности. Такой подход, по мнению Комитета, позволит создать высокотехнологичные производства и, как следствие, выпуск конкурентоспособной экспортоориентированной продукции.
Удаленность территорий Дальнего Востока, несбалансированность транспортной инфраструктуры, ограниченность доступа к единому энергетическому рынку и низкая мобильность трудовых ресурсов ограничивают привлечение инвестиций в создание производств с высокой добавленной стоимостью.
В этой связи законопроектом предлагается создать условия для эффективного и ускоренного развития стартовых площадок путем создания инфраструктурных проектов, обеспечения благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности и предоставления налоговых льгот.
Так, законопроект определяет финансирование объектов инфраструктуры на территориях опережающего социально-экономического развития за счет средств федерального бюджета, бюджетов Российской Федерации, местных бюджетов, а также иных источников финансирования.
Также законопроектом устанавливается особый режим предпринимательской деятельности на территориях опережающего развития. В этих условиях для резидентов устанавливаются льготные ставки арендной платы за пользование расположенными на территории опережающего развития объектами недвижимого имущества, особенности налогообложения, особенности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, приоритетное подключение к объектам инфраструктуры территорий опережающего развития, а также предусматривается предоставление государственных услуг.
В качестве мер по созданию ускоренного и эффективного развития территорий опережающего развития законопроектом определены особенности действующего законодательства в отдельных сферах деятельности.
Учитывая новую модель подхода, в части создания отдельных территорий в Российской Федерации, переходными положениями определяется трехлетний период распространения норм законопроекта, регулирующих создание территорий опережающего развития только на Дальнем Востоке, а по истечении трех лет - на территориях остальных субъектов Российской Федерации.
Данный подход представляется обоснованным, т.к. внедрение распространения данного механизма и подтверждение его результативности на Дальнем Востоке позволит эффективно в дальнейшем его тиражировать и в других регионах Российской Федерации.
Тем не менее, признавая положительные социально-экономические и правовые последствия принятия рассматриваемого законопроекта, Комитет обращает внимание на необходимость корректировки его отдельных положений.
В части 2 статьи 6 законопроекта представляется необходимым расширить состав Наблюдательного совета, включив представителей резидентов территорий опережающего развития. Это позволит более эффективно координировать деятельность соглашения, содействовать реализации проектов резидентов, а также рассматривать и утверждать планы развития территорий с учетом мнений всех участников правоотношений в данной сфере.
Дополнительного обсуждения требует вопрос о закреплении на законодательном уровне срока функционирования территорий опережающего развития. По мнению Комитета, данная норма могла бы являться определенной гарантией для инвесторов, что в свою очередь будет способствовать снижению рисков вложения средств.
Также считаем необходимым в законопроекте закрепить полномочия управляющих органов, в части ежегодной оценки эффективности функционирования территорий опережающего развития.
Статьей 18 законопроекта регулируются особенности трудовой деятельности у резидентов территорий опережающего развития. В частности, резиденты территорий опережающего развития могут привлекать иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности без получения разрешений на привлечение и использование таких работников и без учета квот. Данные условия создают преимущества привлечения к трудовой деятельности на территориях опережающего развития исключительно иностранных граждан, что может негативно повлиять на состояние трудоустройства граждан Российской Федерации.
В этой связи Комитет предлагает рассмотреть возможность законодательного закрепления преимущественного права осуществления трудовой деятельности на территориях опережающего развития граждан Российской Федерации, и прежде всего граждан, живущих в субъектах Российской Федерации, на территориях которых создана зона опережающего развития.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает принятие проекта федерального закона N 623874-6 "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом замечаний Комитета.
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.