Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 453631-6 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части предоставления добросовестным пользователям преимущественного права на заключение договора пользования рыбоводным участком на новый срок),
внесенный Т.В. Заболотной в период исполнения ею полномочий члена Совета Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 10 Федерального закона "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) в части предоставления рыбоводному хозяйству, надлежащим образом исполнившему свои обязанности по договору пользования рыбоводным участком, по истечении срока действия такого договора преимущественного права его заключения на новый срок.
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его целью является создание для рыбоводных хозяйств, надлежащим образом исполнявших свои обязанности, предусмотренные договором пользования рыбоводным участком, механизма получения преимущественного права по истечению срока действия соответствующего договора на заключение договора пользования рыбоводным участком на новый срок.
В настоящее время рыбоводные участки предоставляются рыбоводным хозяйствам для осуществления аквакультуры (рыбоводства) во временное пользование, в том числе могут предоставляться и на краткосрочный период (5 лет). Механизм продления срока пользования этими участками отсутствует. При этом для осуществления аквакультуры (рыбоводства) как правило требуется возведение на рыбоводном участке объектов рыбоводной инфраструктуры.
По мнению автора законопроекта, эти факторы делают инвестиции в данную отрасль очень рискованными, что может крайне негативно в дальнейшем влиять на развитие российской аквакультуры (рыбоводства) в целом.
При этом автор ссылается на статью 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное право перед другими лицами на заключение договора аренды на новый срок.
Вместе с тем необходимо отметить, что отношения между пользователем рыбоводного участка и его собственником относятся к публично-правовой сфере. В то же время Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует отношения частно-правового характера, в связи с чем его положения не могут применяться в качестве аналогии к правоотношениям по предоставлению в пользование рыбоводного участка.
Положения законопроекта в части изменения существенных условий договора при его заключении на новый срок противоречат действующей редакции части 4 статьи 9 Закона, в соответствии с которой изменение существенных условий договора не допускается.
Также обращает на себя внимание то, что предлагаемые изменения не относятся к предмету регулирования статьи 10 Закона, которая определяет особенности заключения договоров пользования рыбоводным участком на торгах.
Необходимо отметить также наличие существенных замечаний к концепции законопроекта со стороны Федеральной антимонопольной службы России. В частности, ФАС России полагает, что установленный действующим Законом исключительно конкурентный способ предоставления прав на заключение договора пользования рыбоводным участком призван способствовать обеспечению конкуренции в сфере аквакультуры и привлечению инвестиций в отрасль. Предоставление же определенным лицам преимущественных условий на осуществление предпринимательской деятельности на постоянной основе в связи с продлением договоров будет сдерживать выход на товарный рынок в данной сфере иных хозяйствующих субъектов.
Комитет отмечает, что Закон вступил в силу с 1 января 2014 года. До 1 января 2016 года на основании статьи 21 Закона осуществляется переоформление заключенных ранее договоров о предоставлении в пользование рыбопромысловых участков для целей осуществления товарного рыбоводства на договоры пользования рыбоводным участком. Кроме того, в настоящее время находятся в стадии разработки и принятия подзаконные акты различного уровня, реализующие соответствующие положения Закона.
В этой связи Комитет считает нецелесообразным вносить предлагаемые законопроектом изменения в Закон, поскольку отсутствует правоприменительная практика, свидетельствующая о необходимости пересмотра его положений.
Государственно-правовое Управление Президента Российской Федерации не поддерживает его принятие по тем же основаниям.
На основании изложенного, Комитет не поддерживает принятие проекта федерального закона N 453631-6 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.