Досье на проект федерального закона
Правительством Российской Федерации в Государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 N 294) установлено, что отказ от табакокурения и наркотиков, злоупотребления алкоголем, наряду с обеспечением условий для ведения здорового образа жизни, являются важнейшими направлениями государственной политики в области охраны здоровья. Правительством Российской Федерации одобрена Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2128-р).
Несмотря на то, что по данным Росстата потребление алкоголя в последние годы сокращается, в Российской Федерации от отравления алкогольной продукцией и от болезней, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, умирает почти 100 тысяч человек в год. Российская Федерация входит в число десяти стран мира с наибольшим потреблением алкоголя.
Предусматривается, что к 2020 году будет снижен уровень потребления алкогольной продукции на душу населения на 55 процентов по сравнению с 2010 годом, а также будут созданы условия для дальнейшего постоянного снижения потребления алкогольной продукции. К числу мер по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и по профилактике алкоголизма среди населения Правительством Российской Федерации отнесены снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени. Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" введены известные обширные ограничения розничной продажи алкогольной продукции по месту и времени. Однако представляется, что таких ограничений недостаточно.
Законопроектом предлагается ввести дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции в торговых залах и магазинах, заключающиеся в следующем.
При розничной продаже алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в стационарном торговом объекте должны быть выделены специальные места (отделы, секции, помещения) таким образом, чтобы демонстрация алкогольной продукции осуществлялась отдельно от других видов продуктов и товаров, а место демонстрации не было доступно прямому безбарьерному обозрению покупателями из тех мест торгового объекта, в которых продаются другие продукты и товары. Для создания барьеров прямому обозрению покупателями алкогольной продукции могут быть использованы следующие способы:
- демонстрация алкогольной продукции в отдельном помещении, торговом зале с отдельным входом из торгового объекта;
- ограждение выделенных мест для демонстрации алкогольной продукции ширмами, перегородками и другими устройствами, изолирующими выделенные места от прямого обозрения покупателями алкогольной продукции из других мест торгового объекта. При этом запрещается выделенные места снабжать информационными указателями, щитами и вывесками. Вводимые требования не распространяются на специализированные стационарные торговые объекты, предназначенные исключительно для розничной продажи алкогольной продукции.
Предлагаемые новации соотносятся с законодательно установленными требованиями запрета выкладки и демонстрации табачной продукции в торговом объекте при розничной торговле и будут способствовать сокращению потребления алкоголя. Федеральный закон в случае его принятия предлагается ввести в действие по истечении трех месяцев после опубликования.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части регулирования розничной продажи алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части регулирования розничной продажи алкогольной продукции" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части регулирования розничной продажи алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части регулирования розничной продажи алкогольной продукции" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия иных актов федерального законодательства, а также внесения в них изменений или дополнений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.