Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 661379-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" направлен на наделение судебного пристава-исполнителя полномочием при неисполнении должником в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительных документах, удовлетворяемых в соответствии со статьей 111 настоящего Федерального закона в первую или вторую очередь, а также требований, содержащихся в исполнительных документах, выданных судом по результатам разрешения спора, связанного с воспитанием детей, по вынесению постановления о временном ограничении права должника на управление транспортным средством и (или) судном.
Сегодня одной из наиболее эффективных мер, побуждающих должников к исполнению требований исполнительных документов, в том числе в добровольном порядке, является временное ограничение должнику права на выезд за пределы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
Действенность совершения судебными приставами-исполнителями данного исполнительного действия подтверждается статистическими данными.
В 2012 году вынесено 469 143 постановлений о временном ограничении на выезд должников из Российской Федерации, в том числе по исполнительным производствам о взыскании алиментных платежей 142 491. В результате 46 723 должников исполнили требования исполнительных документов, из них 9 494 по алиментным обязательствам.
В 2013 году вынесено 668 343 постановления о временном ограничении на выезд должников из Российской Федерации, в том числе по исполнительным производствам о взыскании алиментных платежей 262 140. В результате 60 914 должник исполнили требования исполнительных документов, из них 15 871 по алиментным обязательствам на общую сумму 1,3 млрд. руб.
За 8 месяцев 2014 года судебными приставами-исполнителями было вынесено 668 078 постановлений о временном ограничении на выезд должников из Российской Федерации, из них 293 696 по исполнительным документам о взыскании алиментов. В результате применения такого ограничения 43 718 должников исполнили требования исполнительных документов, в том числе 12 629 по алиментным обязательствам. Так, должниками в полном объеме погашена задолженность по алиментным обязательствам в размере свыше 1,5 млрд. руб.
Таким образом, использование временного ограничения права на выезд за пределы Российской Федерации, очевидно, свидетельствует об эффективности института временных ограничений личных прав должника для целей правильного и своевременного исполнения требований судебных актов.
В тоже время не всеми должниками используется право на выезд за пределы Российской Федерации, в связи с чем, ограничение данного права является эффективной мерой понуждения к исполнению требований исполнительных документов в отношении ограниченного круга лиц.
В этой связи подготовлен законопроект, направленный на установление возможности ограничения судебным приставом-исполнителем права должника на управление транспортным средством и (или) судном, не исполняющего в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительных документах, удовлетворяемых в соответствии со статьей 111 настоящего Федерального закона в первую или вторую очередь, а также требований, содержащихся в исполнительных документах, выданных судом по результатам разрешения спора, связанного с воспитанием детей, судебным приставом-исполнителем.
А в случае, если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения права на управление транспортным средством и (или) судном.
Постановление о временном ограничении права должника на управление транспортным средством и/или судном выносится судебным приставом-исполнителем и утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.
В целях обеспечения исполнения решения об ограничении права должника на управление транспортным средством и (или) судном законопроектом предусмотрен механизм изъятия документа о праве на управление транспортным средством и (или) судном, а именно судебным приставом-исполнителем в постановление о временном ограничении права должника на управление транспортным средством и/или судном обязывает должника в течение пяти дней со дня получения им постановления сдать данный документ судебному приставу-исполнителю, предупреждает должника об административной ответственности за невыполнение требования судебного пристава-исполнителя о сдаче документа о праве на управление транспортным средством и/или судном, за управление транспортным средством и/или судном, в случае временного ограничения в праве на управление транспортным средством и/или судном, разъясняет порядок исполнения постановления, порядок его обжалования, порядок возврата документа о праве на управление транспортным средством и/или судном.
Документ о праве на управление транспортным средством и (или) судном изымается с составлением соответствующего акта.
Порядок хранения документа о праве на управление транспортным средством и/или судном, изъятого судебным приставом-исполнителем будет определяться главным судебным приставом Российской Федерации.
При неисполнении должником требования судебного пристава-исполнителя о сдаче документа о праве на управление транспортным средством и/или судном без уважительных причин судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.14 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целях соблюдения баланса интересов сторон исполнительного производства проектом предусмотрено, что такое ограничение не применяется и подлежит отмене, если установление такого ограничения лишает должника по исполнительному производству его основного законного источника средств к существованию, в случае если использование транспортного средства и (или) судна является для должника и проживающих совместно с ним членов его семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности постоянного места проживания, если должник является лицом, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, либо на его иждивении находится лицо, признанное в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом I или II группы, ребенком-инвалидом, если должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа, а также, в случае если сумма задолженности по исполнительному документу не превышает 10 000 рублей.
Временное ограничение права должника на управление транспортным средством и/или судном также отменяется в случае исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
В случае отмены временного ограничения права должника на управление транспортным средством и/или судном судебный пристав-исполнитель, а при его отсутствии старший судебный пристав или его заместитель, незамедлительно возвращает должнику изъятый судебным приставом-исполнителем документ о праве на управление транспортным средством и/или судном в день личного обращения должника с соответствующим заявлением в подразделение судебных приставов по месту ведения исполнительного производства, о чем составляется акт.
В рамках проекта Европейского союза и Российской Федерации "Повышение эффективности исполнения судебных решений в Российской Федерации" зарубежными экспертами проведен мониторинг европейского законодательства, в том числе, по ограничению специальных прав должника. Так, из представленных экспертами отчетов следует, что ограничение специальных прав должника активно используется во многих зарубежных государствах в качестве действенной меры принудительного исполнения. Данный институт предусмотрен законодательством США, Канады, Израиля, Польши, Великобритании, Финляндии и других стран.
Например, в Англии Агентство по взысканию средств на содержание детей вправе просить суд издать приказ о лишении лица, не выполняющего обязательства по содержанию ребенка, права иметь или получать водительские права.
При этом в случае погашения должником всей задолженности по алиментам, данное ограничение отменяется судом по заявлению должника или Агентства. Чтобы получить обратно водительские права (удостоверение), должник может обратиться в Агентство по лицензированию водителей и транспортных средств. Если должник выплатил только часть суммы, то Агентство по взысканию средств на содержание детей вправе ходатайствовать перед судом о снижении срока ограничения.
В Государстве Израиль должник также может быть ограничен в получении или обновлении водительских прав, однако данная мера не может быть применена, если для должника использование водительских прав является средством получения дохода, а также является необходимостью, если он является инвалидом, либо в его семье есть инвалид, зависящий от него.
Если долг погашен, то ограничение, наложенное на должника снимается.
Кроме того, имеется положительный опыт стран Таможенного союза. Так, в законе Республики Казахстан от 02.04.2010 N 261-IV "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" предусмотрена мера по временному запрету на выдачу должнику лицензий и разрешений.
С апреля 2012 года в Республике Беларусь вступило в силу положение, Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь от 04.04.2012 N 337-3), в соответствии с которым в качестве мер по обеспечению исполнения исполнительных документов может применяться временное ограничение права должника - гражданина Республики Беларусь на управление транспортными средствами, на управление маломерными судами и т.д.
Внесение в законодательство Российской Федерации изменений, устанавливающих возможность ограничения права должника на управление транспортным средством и (или) судном будет являться превентивной мерой, мотивирующей на исполнение требований исполнительных документов должниками в добровольном порядке. Кроме того, как показывает практика привлечение должника к ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в этих случаях является малоэффективным.
По предварительным подсчетам ФССП России, исходя из остатка неоконченных исполнительных производств подлежащих удовлетворению первой и второй очередей и принимая во внимание, что 37% должников имеют водительские удостоверения, применение временного ограничения права должника на управление транспортным средством возможно в отношении порядка 450 тыс. должников.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.