Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 664658-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта 9.2 пункта 9 Плана мероприятий ("дорожной карты") "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1128-р, и направлен на предоставление доступа резидентов к открытому международному факторингу, предоставление возможности уполномоченным банкам и факторинговым компаниям участвовать в финансировании резидентов, осуществляющих внешнеторговую деятельность, в рамках договоров финансирования под уступку денежного требования (факторинга).
В настоящее время предоставление услуг по международному факторингу российским потребителям российскими факторинговыми компаниями сталкивается с ограничениями, накладываемыми российским валютным законодательством. Так, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) валютные операции между резидентами запрещены, за исключением отдельных операций, разрешенных Федеральным законом N 173-ФЗ. При этом к разрешенным операциям не отнесены валютные операции между российскими факторинговыми компаниями и резидентами-экспортерами. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности. Применение факторинга во взаимоотношениях резидента-экспортера с уполномоченным банком или факторинговой компанией для целей финансирования потребностей резидента-экспортера в оборотном капитале сталкивается с невозможностью реализации на практике, так как такие резиденты не могут формально выполнить требования пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ, поскольку в этом случае денежные средства будут получены от резидентов (факторов) в рамках договора факторинга и не засчитываются такому резиденту-экспортеру в качестве валютной выручки от экспорта. В лучших условиях в данном случае оказываются иностранные банки и финансовые компании, так как при заключении с ними договора факторинга выручка фактически будет поступать от нерезидента, что соответствует требованиям валютного законодательства Российской Федерации. Таким образом, участие российских уполномоченных банков и факторинговых компаний в предоставлении российским экспортерам финансирования по договору факторинга является невозможным, что ущемляет их права и создает неоправданные конкурентные преимущества для иностранных банков и финансовых компаний.
Для решения данного вопроса подпунктом 9.1 пункта 9 Плана мероприятий ("дорожной карты") "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1128-р, было предусмотрено присоединение Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям (далее - Конвенция).
Присоединение Российской Федерации к Конвенции (Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 86-ФЗ) обеспечило возможность приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с международными стандартами в области факторинга, что создает условия для использования российскими экспортерами в полной мере инструментов экспортного и предэкспортного финансирования.
В связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции законопроектом предусматривается внесение изменений:
в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (статья 1 законопроекта):
- в части дополнения статьи 9 новой частью 4, разрешающей валютные операции между резидентами и финансовыми агентами (факторами) в рамках договоров финансирования под уступку денежного требования (факторинга);
- в части признания обязанности резидента по репатриации экспортной выручки исполненной в случае, если он обеспечил в сроки, предусмотренные соответствующим внешнеторговым договором (контрактом), заключенным им с нерезидентом, получение от нерезидента иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации на банковский счет финансового агента (фактора) в уполномоченном банке, если финансовый агент (фактор) не является уполномоченным банком, либо на корреспондентский счет соответствующего уполномоченного банка, если финансовый агент (фактор) является уполномоченным банком, если такому финансовому агенту (фактору) - резиденту было уступлено денежное требование иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, причитающейся резиденту в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги, переданные ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (дополнение новой частью 5 статьи 19 (абзац первый));
- в части установления обязанности финансового агента (фактора) - резидента письменно уведомить резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом поставщиком для этого нерезидента товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных условиями внешнеторгового договора, и (или) о последующей уступке денежного требования, с приложением копий документов, указанных в пунктах 15, 16 и 17 части 4 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ (дополнение новой частью 5 статьи 19 (абзац второй);
- в части дополнения перечня документов, обязательных для представления резидентами агентам валютного контроля (дополнение новыми пунктами 15-17 части 4 статьи 23);
в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 2 законопроекта):
- в части дополнения части 4 нормой об ответственности за невыполнение резидентом обязанности по репатриации экспортной выручки в установленном порядке в случае уступки денежного требования финансовому агенту (фактору);
- в части дополнения части 6 нормой об ответственности финансового агента (фактора) - резидента за неуведомление им в установленный срок об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных условиями внешнеторгового договора (контракта), и (или) об уступке (последующей уступке) денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов.
С учетом необходимости внесения Центральным банком Российской Федерации в Инструкцию Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" изменений после принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", а также в связи с тем, что законопроектом устанавливается административная ответственность за новые виды правонарушений, по которым ранее ее применение было не предусмотрено, законопроектом предусматривается вступление в силу федерального закона по истечении 180 дней со дня его официального опубликования.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" позволит ускорить оборачиваемость средств российских экспортеров, повысить эффективность экспортных операций, в том числе путем расширения участия российских факторинговых компаний в экспортном и предэкспортном финансировании резидентов - экспортеров, создаст реальные условия для роста объема экспорта несырьевых товаров из Российской Федерации.
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет отрицательных социально-экономических и иных последствий и не потребует дополнительных затрат средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных затрат средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 166 "О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации" с целью обеспечения возможности и определения порядка получения Росфиннадзором (его территориальными органами) от уполномоченных банков документов и информации, связанных с получением денежных средств от нерезидента в связи с исполнением уполномоченным банком функций финансового агента (фактора).
Головным исполнителем по разработке проекта акта предлагается определить Минфин России, а соисполнителями - ФТС России, ФНС России, Росфиннадзор с участием Центрального банка Российской Федерации.
Подготовка проекта акта Правительства Российской Федерации будет осуществлена в пределах 180 дней после дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.