Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 669214-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части внесения денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде и информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части внесения денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде и информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях" (далее - законопроект) подготовлен в целях исполнения пункта 52 плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1125-р, и пункта 44 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2014 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 2590-р.
Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов может быть обеспечено способами, установленными статьей 86 Таможенного кодекса Таможенного союза - денежными средствами (деньгами), банковской гарантией, поручительством и залогом имущества.
Целью законопроекта является установление возможности внесения денежных средств (денег) в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (далее - денежный залог) и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде, а также реализация информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях между ФТС России и банками, иными кредитными организациями и страховыми организациями, обладающими правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов.
Статьей 116 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) установлено, что уплата таможенных платежей, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов может осуществляться с применением устройств, предназначенных для совершения операций с использованием электронных средств платежа, без возможности приема (выдачи) наличных денежных средств (далее - электронные терминалы), а также через платежные терминалы или банкоматы.
Законопроектом предлагается внести в статьи 116 и 145 Федерального закона изменения, предусматривающие возможность внесения денежного залога с применением электронных терминалов, а также через платежные терминалы или банкоматы.
Кроме того, законопроектом предлагается внести в статьи 140, 141, 145 и 146 Федерального закона изменения, определяющие таможенную расписку в качестве единого документа, выдаваемого таможенным органом в подтверждение принятия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, в котором указываются суммы принятого обеспечения.
Таможенная расписка заменит таможенный приходный ордер, выдаваемый в подтверждение принятия банковской гарантии, поручительства и залога имущества.
Внесение указанных изменений связано с тем, что таможенный приходный ордер в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза выдается таможенными органами для подтверждения уплаты физическими лицами таможенных пошлин, налогов, а также иных платежей, взимаемых таможенными органами в случаях, когда декларация на товары не оформляется.
Предлагаемые редакции статей 145 и 149 Федерального закона предусматривают установление возможности возврата (зачета) денежного залога в случае, когда плательщиком таможенных пошлин, налогов предоставлено иное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, например, в виде банковской гарантии.
Также при возврате (зачете) денежного залога и при его использовании для уплаты таможенных платежей законопроектом исключается требование о представлении в таможенный орган оригинала таможенной расписки в целях упрощения процедуры возврата (зачета) денежного залога.
При этом законопроектом уточняется, что зачет остатка неиспользованного для уплаты таможенных платежей денежного залога в счет авансовых платежей в случаях, когда денежный залог был зачтен для уплаты таможенных платежей, исчисленных по товарам, в отношении которых обязательства обеспечивались этим денежным залогом (часть 7 статьи 145 Федерального закона), осуществляется без представления заявления о возврате (зачете) денежного залога и документов, подтверждающих обоснованность зачета. Такой зачет осуществляется таможенным органом в течение трех рабочих дней с даты использования денежного залога для уплаты таможенных платежей.
Законопроектом не изменяется перечень документов, предоставление которых необходимо при осуществлении возврата (зачета) денежного залога. Уточнение перечня таких документов, в том числе исключение необходимости представления свидетельств о государственной регистрации и постановке на налоговый учет, будет осуществлено в рамках реализации мероприятия по централизации учета таможенных и иных платежей на уровне ФТС России, предусмотренного пунктом 55 плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1125-р.
Также в Федеральный закон вносятся изменения в части установления возможности представления в таможенные органы банковских гарантий, оформленных в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Банковские гарантии, представляемые в таможенные органы, обеспечивают уплату таможенных пошлин, налогов.
Представление банковских гарантий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, позволит сократить время на прием таможенным органом банковской гарантии, а также исключить необходимость представления в таможенный орган документов, подтверждающих полномочия лиц, подписавших банковские гарантии (доверенности, банковские карточки с образцами подписей лиц).
Кроме того, законопроектом предусматривается предоставление возможности вместо возврата банковской гарантии направления гаранту письма в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью таможенного органа, об освобождении гаранта от его обязательств по банковской гарантии. Это позволит сократить сроки освобождения гарантов от их обязательств, а также предоставит возможность гарантам оперативно выдавать новые банковские гарантии для их предоставления в таможенные органы.
Для банковских гарантий, выдаваемых филиалами банков и филиалами иных кредитных организаций, уточняются положения, согласно которым такие банковские гарантий принимаются таможенными органами при условии включения филиала банка, филиала иной кредитной организации в Реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов (далее - Реестр), который ведется ФТС России в соответствии с частью 1 статьи 141 Федерального закона.
Филиалы банка, филиалы иной кредитной организации включаются в Реестр до истечения срока, на который включен в Реестр банк, иная кредитная организация, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о включении их в Реестр.
Также предоставляется возможность направления в таможенные органы банковских гарантий непосредственно филиалами банков, филиалами иных кредитных организаций.
Федеральным законом определен срок, в течение которого таможенный орган обязан принять банковскую гарантию либо отказать в ее приеме - 3 рабочих дня со дня ее поступления в таможенный орган. Однако в указанный период таможенные органы не могут получить от гарантов документальное подтверждение факта выдачи банковских гарантий и их подлинности, что увеличивает риск представления поддельных банковских гарантий.
В целях недопущения ущерба для бюджетов государств - членов Таможенного союза требуется исключить случаи представления в таможенные органы поддельных банковских гарантий, что возможно путем организации информационного обмена между гарантами и ФТС России сведениями о выданных банковских гарантиях. Наличие такого информационного обмена также позволит гарантам оперативно получать от таможенных органов сведения о принятии банковских гарантий и их возврате принципалам.
Законопроектом также предусматривается изменение срока принятия ФТС России решения о включении банка, иной кредитной организации и (или) их филиалов или страховой организации в Реестр либо об отказе во включении в Реестр - с 30 дней до 21 рабочего дня. Изменение срока связано с тем, что при поступлении в ФТС России заявления о предоставлении государственной услуги в последних числах декабря около трети срока предоставления государственной услуги приходится на праздничные (выходные) дни. При этом изменение срока на принятие ФТС России соответствующего решения в другие периоды практически не повлечет увеличение указанного срока.
Кроме того, законопроектом вносятся изменения в статью 214 Федерального закона в части приведения ее в соответствие с положениями статьи 312 Федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части внесения денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде и информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части внесения денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде и информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях" не потребуют дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не приведут к сокращению доходной части федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части внесения денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде и информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части внесения денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде и информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части внесения денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде и информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части внесения денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде и информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях" (далее - законопроект) потребует принятия:
1) приказа Банка России об утверждении порядка передачи банками, иными кредитными организациями и страховыми организациями в электронном виде информации о выданных банковских гарантиях, в том числе банковских гарантиях, оформленных в электронном виде, а также передачи таможенными органами в электронном виде информации о принятии, отказе в принятии таких банковских гарантий, обращении на них взыскания, освобождении банка, иной кредитной организации или страховой организации от обязательств по банковской гарантии (далее - Порядок).
Подготовка Порядка необходима для реализации полномочий Банка России и ФТС России по определению технологии передачи банками, иными кредитными организациями и страховыми организациями таможенным органам в электронном виде информации о выданных банковских гарантиях, а также передачи таможенными органами в электронном виде информации о принятии, отказе в принятии таких банковских гарантий, обращении на них взыскания, освобождении банка, иной кредитной организации или страховой организации от обязательств по банковской гарантии, и формы передаваемой информации.
Целью подготовки Порядка является реализация технологии передачи в таможенные органы сведений о выданных банками, иными кредитными организациями и страховыми организациями банковских гарантиях уплаты таможенных пошлин, налогов, в том числе оформленных в виде электронного документа. Также Порядком предусматривается технология передачи из таможенных органов в банки, иные кредитные организации и страховые организации, выдавшие банковские гарантии, информации о принятии таможенным органом, отказе в принятии таких банковских гарантий, обращении на них взыскания, освобождении банка, иной кредитной организации или страховой организации от обязательств по банковской гарантии в связи с отказом таможенного органа от своих прав по банковской гарантии.
Предусмотренная Порядком технология передачи информации предполагает ее передачу через Банк России по уже существующим каналам передачи данных, как это происходит при передаче информации о паспортах сделок. В Порядке определяется непосредственно технология передачи информации, ее регламент и структура данных.
Срок подготовки Порядка - в течение 90 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Банк России.
Соисполнитель - ФТС России.
2) приказа ФТС России о внесении изменений в приказ ФТС России от 6 апреля 2012 г. N 666 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов".
Целью подготовки приказа ФТС России является включение в Административный регламент ФТС России по предоставлению государственной услуги по ведению реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов обязанности для банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, направлять в установленные сроки в ФТС России информацию в электронном виде о выданных банковских гарантиях.
Срок подготовки приказа ФТС России - в течение 90 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - ФТС России.
3) приказа ФТС России о внесении изменений в приказ ФТС России от 2 июня 2011 г. N 1176 "Об утверждении формы таможенной расписки и Инструкции о порядке использования таможенной расписки".
Целью подготовки приказа ФТС России является определение формы таможенной расписки и порядка ее использования в зависимости от принимаемого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (денежные средства (деньги), банковская гарантия, поручительство, залог имущества), в том числе порядка заполнения таможенной расписки.
Приказом ФТС России будет предусматриваться возможность оформление таможенной расписки в форме электронного документа, что позволит реализовать применение данного документа при декларировании товаров и транспортных средств в электронном виде.
Срок подготовки приказа ФТС России - в течение 90 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - ФТС России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.