Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
по проекту федерального закона N 555185-6 "О внесении изменения в статью 1158 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации",
внесенному Правительством РФ
(по уточнению правил об отказе от наследства)
Досье на проект федерального закона
Конституционный суд РФ признал абзац первый пункта 1 статьи 1158 ГК Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 35 (часть 4), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой данное законоположение в силу неопределенности своего нормативного содержания в части определения круга лиц из числа наследников по закону, в пользу которых наследник вправе отказаться от наследства, допускает возможность неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения института направленного отказа от наследства в этой части. Проект федерального закона N 555185-6 "О внесении изменения в статью 1158 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", внесенный Правительством РФ, направлен на реализацию Постановления Конституционного суда РФ.
Действующая редакция п. 1 ст. 1158 ГК РФ предусматривает:
"Наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по завещанию или наследников по закону любой очереди, не лишенных наследства (пункт 1 статьи 1119), в том числе в пользу тех, которые призваны к наследованию по праву представления или в порядке наследственной трансмиссии (статья 1156)".
Право наследования, гарантированное статьей 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации, включает в себя, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 января 1996 года N 1-П, право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти и право наследников на его получение; в совокупности двух названных правомочий это право вытекает и из статьи 35 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность для собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом, что является основой свободы наследования. Вместе с тем статья 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации не провозглашает абсолютной свободы наследования - как и некоторые другие права и свободы, она может быть ограничена федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в конституционно значимых целях, и при условии, что соответствующее ограничение носит обоснованный и соразмерный характер.
К принципам наследственного права относятся: свобода завещания, свобода принятия либо непринятия наследства, включая право отказа от наследства. В силу диспозитивности норм гражданского права, принципа автономии воли участников гражданских правоотношений серьезных оснований для ограничения права на отказ от наследства нет.
Отметим, что еще в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 01.07.1966 N 6 "О судебной практике по делам о наследовании" отмечалось, что при выборе лиц, в пользу которых наследник отказывается от наследства, он не связан очередностью призвания к наследованию, если ГК союзной республики не предусмотрено иное (ст. 553 ГК УССР).
Однако на основании разъяснений Верховного Суда Российской Федерации (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании") нормативное положение п. 1 ст. 1158 ГК РФ толкуется судами общей юрисдикции в правоприменительной практике как допускающее отказ от наследства лишь в пользу лиц из числа наследников по завещанию, а также тех лиц из числа наследников по закону любой очереди, которые призваны к наследованию.
Указанный законопроект направлен на устранение неоднозначности в толковании и применении п. 1 ст. 1158 ГК РФ, предусматривая положение о том, что наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по завещанию или наследников по закону любой очереди независимо от призвания к наследованию. Указанная норма не допускает возможность неоднозначного ее истолкования.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству поддерживает концепцию проекта федерального закона N 555185-6 "О внесении изменения в статью 1158 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", внесенного Правительством РФ.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.