Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 673772-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах" (далее - законопроект) разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 29 января 2014 г. N ИШ-П13-586.
В настоящее время значительно обострилась проблема несвоевременного и неполного удержания и перечисления налоговыми агентами налогов в бюджетную систему Российской Федерации, вследствие чего бюджеты субъектов Российской Федерации несут существенные потери, что не позволяет решать социально-экономические проблемы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Не перечисляя налоги, налоговые агенты фактически безвозмездно и незаконно пользуются бюджетными средствами. Относительно невысокие налоговые санкции, возможность длительного судебного оспаривания решений налоговых органов о взыскании налогов и штрафов, а также отсутствие у налоговых органов ежеквартальной информации о начисленных доходах, исчисленных и удержанных суммах налога и иные неурегулированные аспекты налогового администрирования препятствуют повышению собираемости налогов.
Так, только за 2013 год налоговыми органами было проведено более 20 тысяч выездных налоговых проверок налоговых агентов и установлено более 15 тысяч нарушений сроков перечисления налоговыми агентами налога на доходы физических лиц. По результатам проверок было доначислено более 30 млрд. рублей налога на доходы физических лиц.
Целью данного законопроекта является совершенствование налогового администрирования и повышение ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах.
Для решения названной проблемы законопроект предусматривает.
Во-первых, установление обязанности налоговых агентов по ежеквартальному представлению в налоговый орган расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом.
Отсутствие в настоящее время у налоговых органов информации об исчисленных и удержанных налоговым агентом суммах налога на доходы физических лиц не способствует полной его собираемости. Представление налоговыми агентами расчетов сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, позволит налоговым органам оперативно проводить камеральные налоговые проверки правильности исчисления и удержания налоговыми агентами налога на доходы физических лиц и в случае выявления нарушений привлекать их к ответственности.
Во-вторых, введение ответственности налоговых агентов в виде штрафа в размере 1 000 рублей за непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом.
В-третьих, приостановление операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в случае непредставления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такого расчета.
В-четвертых, установление ответственности за представление налоговыми агентами в налоговый орган недостоверных расчетов сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом и (или) сведений о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, необходимых для осуществления налогового контроля, в виде штрафа в размере 500 рублей за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения.
Также законопроектом уточняются сроки исчисления, удержания и перечисления сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации.
В качестве меры, направленной на поддержку добросовестных налоговых агентов, а также в целях реализации пункта 1.9 плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование налогового администрирования", одобренного 14 ноября 2013 г. наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив, предлагается также установить единый срок перечисления в бюджетную систему Российской Федерации налоговым агентом - работодателем сумм удержанного им налога на доходы физических лиц в отношении выплат своим работникам социальных пособий и отпускных - не позднее последнего числа месяца, в котором осуществлялись такие выплаты.
Подготовка расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, не требует ведения какого-либо дополнительного учета у налогового агента, поскольку целиком формируется из данных регистров налогового учета и может производиться автоматически.
Таким образом, предлагаемые меры по введению для налоговых агентов новой обязанности по ежеквартальному представлению расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, и установление единого срока перечисления в бюджетную систему Российской Федерации налоговыми агентами сумм удержанного налога в отношении выплат своим работникам социальных пособий и отпускных в целом сбалансированы и не должны привести к ухудшению показателей в рейтинге Российской Федерации.
Реализация предлагаемых мер повысит эффективность администрирования налогов и их собираемость, а также позволит существенно увеличить объем поступлений сумм налога на доходы физических лиц в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах" потребует утверждения формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом.
Срок подготовки - 1 июля 2015 г.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта нормативного правого акта, - ФНС России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.