Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 676021-6 "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан в соответствии с пунктом 20 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2014 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 2590-р, и направлен на установление порядка замены части ежегодного оплачиваемого отпуска государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее - гражданский служащий) денежной компенсацией.
Учитывая особый статус гражданских служащих, служебная деятельность которых направлена на обеспечение реализации функций и полномочий государственных органов, Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба), установлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней, а гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, - 30 календарных дней.
Федеральным законом N 79-ФЗ предусмотрены также дополнительные отпуска гражданским служащим, включая ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день, а также в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы.
Однако, как показывает практика, предусмотренные Федеральным законом N 79-ФЗ отпуска используются не в полном объеме, в связи с чем при продолжительном прохождении гражданской службы у гражданского служащего неиспользованные отпуска накапливаются.
Вместе с тем положения Конвенции N 132 Международной организации труда "Об оплачиваемых отпусках (пересмотренная в 1970 году)", принятой в г. Женева 24 июня 1970 г. на 54-ой сессии Генеральной конференции МОТ (далее - Конвенция), статья 37 Конституции Российской Федерации, а также статья 21 Трудового кодекса Российской Федерации гарантируют право работников на полноценный отдых, позволяющий обеспечить восстановление сил в свободное от работы время.
Для обеспечения полноценного отдыха гражданских служащих и исключения чрезмерного накопления неиспользованных отпусков проектом федерального закона предусмотрено, что продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, не может быть менее 28 календарных дней.
В целях урегулирования вопросов, связанных с переносом отпусков по инициативе представителя нанимателя, в проекте федерального закона предусматривается, что в исключительных случаях, когда предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска гражданскому служащему в полном объеме в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или на осуществлении полномочий лица, замещающего государственную должность, по решению представителя нанимателя и с письменного согласия гражданского служащего предусмотрена возможность переноса части ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает 28 календарных дней, на следующий служебный год.
При этом, принимая во внимание положения части 3 статьи 124 и статьи 126 Трудового кодекса Российской Федерации, проектом федерального закона предусматриваются нормы об использовании перенесенной части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, в течение 12 месяцев после окончания служебного года, за который она была предусмотрена, или замене указанной части отпуска денежной компенсацией.
Замена части ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего денежной компенсацией может осуществляться по заявлению гражданского служащего в пределах средств, предусмотренных в фонде оплаты труда гражданских служащих государственного органа на соответствующий год.
При определении части ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего, подлежащей замене денежной компенсацией, учтены нормы международного права и Трудового кодекса Российской Федерации.
Статьей 3 Конвенции предусмотрено, что каждое лицо, к которому применяется данная Конвенция, имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск установленной минимальной продолжительности. Каждый член МОТ, ратифицирующий Конвенцию, при ратификации в своем заявлении указывает продолжительность отпуска. Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 139-ФЗ с заявлением, что минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска в Российской Федерации составляет 28 календарных дней. Согласно статье 12 Конвенции запрещается замена денежной компенсацией минимального ежегодного оплачиваемого отпуска.
Учитывая установленное Федеральным законом N 79-ФЗ право гражданского служащего на использование в течение служебного года в полном объеме основного и дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков, принятие предлагаемых изменений гарантирует гражданскому служащему право выбора - использовать установленные законодательством отпуска полностью или по согласованию с представителем нанимателя заменить часть отпуска, превышающую 28 календарных дней, денежной компенсацией.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.