Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 679268-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня категорий несовершеннолетних, помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня категорий несовершеннолетних, помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел" (далее - законопроект) разработан в целях определения правовых оснований помещения несовершеннолетних подозреваемых или обвиняемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее - ЦВСНП).
Следует отметить, что по итогам 2013 года в целом по России отмечено увеличение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии. Так, подростками совершено 67 225 преступлений (+ 4,6% по сравнению с АППГ), в том числе особо тяжких - 1 757 (+ 2,6% по сравнению с АППГ), тяжких - 12 877 (+ 0,5% по сравнению с АППГ). Удельный вес в общей структуре преступности составил 5,4%. Число подростков, ранее совершавших преступления, также возросло (+ 8,8% по сравнению с АППГ).
В качестве мер профилактического воздействия в отношении несовершеннолетних подозреваемых или обвиняемых могут быть использованы возможности ЦВСНП, которые в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) отнесены к субъектам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Вместе с тем правовые основания для помещения в ЦВСНП несовершеннолетних подозреваемых или обвиняемых в настоящее время не определены.
В этой связи законопроектом предлагается дополнить Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК) новой статьей 107.1 (Помещение в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел) и внести корреспондирующие изменения, предусматривающие помещение в ЦВСНП в качестве меры пресечения в отношении несовершеннолетних, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений небольшой, средней тяжести или тяжких преступлений, за исключением преступлений, указанных в части пятой статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК), а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
При этом исключение из сферы применения предлагаемой меры пресечения в отношении несовершеннолетних, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, перечисленных в части пятой статьи 92 УК, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности связано со следующими обстоятельствами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 22 Федерального закона N 120-ФЗ в ЦВСНП могут быть помещены несовершеннолетние, направляемые по приговору суда в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (далее - СУВУЗТ).
На основании подпункта 3 пункта 4 статьи 15 Федерального закона N 120-ФЗ в СУВУЗТ могут быть помещены несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, если они осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 УК.
В то же время несовершеннолетние, совершившие преступления, перечисленные в части пятой статьи 92 УК, не подлежат освобождению от наказания, в связи с чем не могут быть помещены ни в СУВУЗТ, ни в ЦВСНП.
Аналогичный принцип определения категорий несовершеннолетних, в отношении которых может быть применена мера пресечения в виде помещения в ЦВСНП, предлагается установить в части первой проектируемой статьи 107.1 УПК.
В части третьей проектируемой статьи 107.1 УПК определен перечень обстоятельств, которые подлежат учету при решении вопроса о необходимости избрания в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде помещения в ЦВСНП.
Одновременно необходимо отметить, что положения законопроекта, предусматривающие возможность избрания в отношении несовершеннолетних указанной категории меры пресечения в виде помещения в ЦВСНП позволят сократить применение к ним такой меры пресечения, как заключение под стражу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 120-ФЗ одной из задач ЦВСНП является проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними. В целях установления правовых гарантий эффективности проведения такой работы законопроектом путем внесения соответствующих изменений в названный Федеральный закон предлагается наделить ЦВСНП полномочиями по проведению воспитательной, а также психодиагностической и психокоррекционной работы с подростками. Правовые основы организации такой деятельности вытекают из сформулированного в статье 1 Федерального закона N 120-ФЗ понятия индивидуальной профилактической работы, которая определяется как деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. При этом в каждом ЦВСНП уже имеются штатные должности психологов и воспитателей, которыми такая работа фактически проводится.
Законопроектом также предлагается установить минимальный возраст несовершеннолетних, с которого возможно их помещение в ЦВСНП. Минимальными стандартными правилами Организации Объединенных Наций, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), понятие "несовершеннолетний" охватывает возрастной диапазон от 7 до 18 лет. С учетом анализа судебной практики законопроектом предлагается установить возможность помещать в ЦВСНП несовершеннолетних, достигших возраста 9 лет.
Новацией законопроекта также является положение, касающееся срока содержания несовершеннолетних в ЦВСНП. Так, в судебных постановлениях, как правило, указывается не конкретный срок их содержания, а диапазон - до 30 суток. В практической деятельности возникают проблемы относительно реализации судебных постановлений, в частности, возникает вопрос, должны ли несовершеннолетние содержаться в ЦВСНП в течение 30 суток или могут быть сразу переданы родителям или иным законным представителям по их требованию.
В этой связи законопроектом предусмотрено, что несовершеннолетние, помещенные по решению суда в ЦВСНП за совершение общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также административных правонарушений (подпункты 4 - 6 пункта 2 статьи 22 Федерального закона N 120-ФЗ), могут содержаться в ЦВСНП в течение времени, необходимого для проведения с ними индивидуальной профилактической и воспитательной работы, но не более 30 суток.
С учетом требований Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания от 7 октября 2002 г., в соответствии с которыми несовершеннолетние, оставившие государство постоянного проживания без разрешения физических или юридических лиц, осуществляющих право родительской опеки и попечительства, должны быть помещены в специализированные учреждения государства, на территории которого они оказались, законопроектом предлагается пункт 2 статьи 22 Федерального закона N 120-ФЗ дополнить положением, определяющим правовые основания помещения в ЦВСНП указанной категории несовершеннолетних.
Законопроектом также предлагается Федеральный закон N 120-ФЗ дополнить новыми статьями 22.1 (Правила внутреннего распорядка центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел) и 22.2 (Оказание медицинской помощи несовершеннолетним, содержащимся в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел), восполняющими правовые пробелы в регламентации порядка и условий содержания несовершеннолетних в ЦВСНП и оказания им медицинской помощи.
Важно отметить, что законопроектом предлагается закрепить принцип раздельного содержания несовершеннолетних, в зависимости от пола, возраста, а также степени общественной опасности совершенных ими деяний, что исключает негативное влияние подозреваемых или обвиняемых на иных содержащихся в ЦВСНП несовершеннолетних.
Учитывая, что в рамках реализации в течение последних трех лет подпрограммы "Дети и семья" федеральной целевой программы "Дети России" значительно повышена эффективность деятельности ЦВСНП (улучшено материально-техническое обеспечение, созданы все необходимые условия для содержания и обучения несовершеннолетних, проведения психологической коррекции их поведения, развития творческих способностей), внесение в законодательство Российской Федерации предлагаемых изменений будет способствовать и повышению эффективности принимаемых мер по снижению уровня подростковой преступности, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня категорий несовершеннолетних, помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел"
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в системе МВД России осуществляют свою деятельность центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее - ЦВСНП).
В настоящее время на территории 72 субъектов Российской Федерации функционирует 78 ЦВСНП, рассчитанных на единовременное содержание 2,7 тыс. детей и подростков.
|
2014 год |
2013 год (с учетом реализации законопроекта) |
1. Лимит наполняемости ЦВСНП |
2700 |
2700 |
2. Среднесуточная наполняемость ЦВСНП (% наполняемости от имеющегося лимита) |
486 (18%) |
от 1000 до 1620 (от 37% до 60%) |
3. Плановое количество несовершеннолетних (годовой показатель) |
985500 (человеко-дней) |
985500 (человеко-дней) |
4. Фактически содержится несовершеннолетних в ЦВСНП |
13769 |
от 18000 до 23489 |
5. Ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на содержание несовершеннолетних в ЦВСНП |
177 млн. рублей |
177 млн. рублей |
6. Фактические расходы |
32,1 млн. рублей |
от 65,7 млн. рублей до 106,2 млн. рублей |
Законопроектом предусмотрено помещение в ЦВСНП в качестве меры пресечения, избираемой в отношении несовершеннолетних подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, при наличии обстоятельств, перечисленных в части третьей проектируемой статьи 107.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из указанных положений законопроекта, с учетом анализа поступивших из территориальных органов МВД России сведений о количестве совершивших преступления несовершеннолетних, категории которых предусмотрены законопроектом, данная мера пресечения может быть применена в течение года в отношении 11,9 тыс. подростков. Однако с учетом судебной практики на первоначальном этапе реализации закона число несовершеннолетних указанной категории не превысит 5-6 тыс.
В случае принятия законопроекта среднесуточная наполняемость ЦВСНП по предварительным расчетам может составить от 1000 до 1620 человек, т.е. от 37% до 60% от имеющегося лимита койко-мест (в настоящее время среднесуточная наполняемость ЦВСНП составляет 18% от имеющегося лимита койко-мест).
Реализация предлагаемых мероприятий не повлияет на показатели государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности".
Таким образом, планируемый рост числа несовершеннолетних подозреваемых или обвиняемых, подлежащих помещению в ЦВСНП, повлечет увеличение финансовых расходов только на их питание, примерно на 74 млн. рублей в год. В целом планируемые расходы на питание максимально могут составить 106,2 млн. рублей, что не превысит предусмотренных МВД России бюджетных ассигнований.
С учетом изложенного реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня категорий несовершеннолетних, помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел" будет осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете на содержание ЦВСНП, и не повлечет выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня категорий несовершеннолетних, помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня категорий несовершеннолетних, помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня категорий несовершеннолетних, помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня категорий несовершеннолетних, помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел" потребует:
1. Внесения изменений:
1.1. В постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений".
Обоснование необходимости подготовки - пункт 11 статьи 3 законопроекта.
Ответственный исполнитель - МВД России.
Соисполнители - Минздрав России, Минюст России.
Срок подготовки - в течение девяти месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
1.2. В приказ МВД России от 1 сентября 2012 г. N 839 "О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел".
Обоснование необходимости подготовки - статья 2 законопроекта.
Ответственный исполнитель - МВД России.
Соисполнитель - Минюст России.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
2. Принятия:
2.1. Приказа МВД России, определяющего правила внутреннего распорядка центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
Обоснование необходимости подготовки - пункт 5 статьи 2 законопроекта.
Ответственный исполнитель - МВД России.
Соисполнители - Генеральная прокуратура Российской Федерации, Минюст России.
Срок подготовки - в течение девяти месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
2.2. Приказа МВД России, определяющего порядок организации оказания медицинской помощи и профилактики заболеваний несовершеннолетних в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
Обоснование необходимости подготовки - пункт 5 статьи 2 законопроекта.
Ответственный исполнитель - МВД России.
Соисполнители - Минздрав России, Минюст России.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.