Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 684380-6 "О внесении изменений в отдельные статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с установлением административного наказания в виде обязательных работ в случаях превышения установленной скорости движения транспортного средства более 100 километров в час"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с установлением административного наказания в виде обязательных работ в случаях превышения установленной скорости движения транспортного средства более 100 километров в час" предлагает новацию в регулировании общественных отношений, связанных с нарушением водителями транспортных средств ограничений скоростного режима.
Концепция законопроекта предусматривает установление административного наказания в виде обязательных работ при превышении водителями установленной скорости движения транспортного средства более 100 километров в час и соответствующее дополнение частью 5-1 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Предполагается, что штрафные санкции, установленные из гуманного отношения государства, общества к нарушителям правил дорожного движения, не срабатывают в должной мере как эффективные административные наказания, поэтому для более глубокого осознания своей вины перед обществом и предлагаются меры принудительного труда, чтобы больше граждан-водителей вставало на путь законопослушания.
Введения такой меры административной ответственности, как обязательные работы за нарушение лимитов скорости, можно установить и для других случаев нарушений скоростного лимита, за которые в настоящее время установлены лишь незначительные административные штрафы, так как от "лихачей" на дорогах и в населенных пунктах продолжают страдать очень много людей.
Как показывает российская и международная практика в сфере наказаний за нарушение норм права общественного порядка, как в сфере уголовных, так и в сфере административных правонарушений - ужесточение санкций для одних и ожидание "незамедлительного исправления" в порядке превентивных позиций для других - это перманентное одностороннее движение, не приносящее позитивных ни моральных, ни социальных, ни экономических результатов. Поэтому и по социальным и по экономическим последствиям положение, при котором человек, нарушивший существенно установленное ограничение скорости при управлении транспортным средством будет задействован на "публичных" и иных работах, при этом, не лишаясь свободы и своего рабочего места, источника существования, станет ему и его семье серьезным моральным уроком. Так как должна быть и "обратная" гуманная позиция со стороны государства к гражданам, которые еще не осознали пагубность нарушения норм закона и необходимость соблюдения правил дорожного движения.
Несмотря на "тяжелую российскую статистику", цель концепции законопроекта - не ужесточение наказания, а совершенствование доктрины административно-правовой ответственности, включающей не только меры на ужесточение штрафных административных наказаний как пока еще основной российской законодательной тенденции, а направленность на повышение уровня сознательности и ответственности самим гражданином. С той целью, чтобы в процессе обязательных работ им "осознавалась" недопустимость впредь подобных правонарушений. На сегодня Россия занимает первое место среди стран Европы и Северной Америки по дорожно-транспортным происшествиям со смертельным исходом на 100 000 жителей и 6-е место при пересчете на 100 тыс. автомобилей, уступая лишь Албании, Молдавии, Румынии и Белоруссии.
Как усматривается из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации: "в соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 1, 2, 17 и 18). Конституционный Суд Российской Федерации высказал также правовую позицию, что "практика законодательного регулирования юридической ответственности за административные правонарушения, сложившаяся после принятия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, показывает, что закрепленный в его статье 3.2 перечень видов административных наказаний не рассматривается как закрытый и может дополняться и уточняться федеральным законодателем, обладающим широкой дискрецией в установлении способствующих наиболее эффективному достижению целей административной ответственности". При этом "введение обязательных работ как вида административного наказания, назначаемого исключительно в судебном порядке (часть 1 статьи 3.13 КоАП Российской Федерации) и состоящего в выполнении лицом, подвергнутым этому административному наказанию, бесплатных общественно полезных работ в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с территориальными подразделениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти (часть 2 статьи 32.13 КоАП Российской Федерации), обеспечивает - на основе баланса частных и публичных начал" правомерное реагирование государства на совершение административных правонарушений (см. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 4-П).
В законопроекте также учитывается и специальная компетенция МВД России, предполагающая возможность установления Правительством Российской Федерации соответствующих мер и разъяснений по реализации законопроекта в случае одобрения его концепции и последующего принятия, что не противоречит ни конституционным положениям, ни судебной правоприменительной практике, ни нормам КоАП Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с установлением административного наказания в виде обязательных работ в случаях превышения установленной скорости движения транспортного средства более 100 километров в час"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с установлением административного наказания в виде обязательных работ в случаях превышения установленной скорости движения транспортного средства более 100 километров в час" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утративших силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с установлением административного наказания в виде обязательных работ в случаях превышения установленной скорости движения транспортного средства более 100 километров в час"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с установлением административного наказания в виде обязательных работ в случаях превышения установленной скорости движения транспортного средства более 100 километров в час" не требуется признания утратившими силу, приостановления, изменения федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
В то же время, в порядке исполнения настоящего федерального закона при его вступлении в силу, потребуется уточнение ряда судебных актов, учитывающих изменение действующего законодательства в части судебного толкования вопросов правоприменения норм КоАП РФ (например, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 24.10.2006 г. N 18 (в ред. постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 11.11.2008 г. N 23, от 09.02.2012 г. N 2).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.