Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 686588-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукций в части совершенствования учета оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан в соответствии с пунктом 5 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 10 октября 2013 г. N ДМ-П11-73пр.
Законопроект направлен на решение проблем, связанных с оборотом контрафактной алкогольной продукции.
Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) является основным инструментом учета оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон) информацию об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС представляют только организации, осуществляющие производство и импортные поставки указанной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи).
Такая ситуация позволяет реализовывать в розничной сети контрафактную алкогольную продукцию.
Законопроектом предлагается распространить требование об обязательной фиксации информации в ЕГАИС на организации, осуществляющие производство пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (указанная норма не будет распространяться на производителей пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, производящих не более 300 тысяч декалитров указанной продукции в год), закупки, хранение и поставки (в том числе импорт) алкогольной продукции (включая пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху) и спиртосодержащей продукции, а также розничную продажу алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей продукции; алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания; алкогольной продукции в сельских поселениях с численностью менее 3000 человек, в которых отсутствует информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет").
Не будут являться участниками ЕГАИС организации, осуществляющие: закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала; оборот указанной продукции, помещаемой под таможенные процедуры или ввозимой в Российскую Федерацию в качестве припасов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза; временное хранение ввозимых в Российскую Федерацию этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с таможенным законодательством; оборот этилового спирта для производства фармакопейного спирта и оборот фармакопейного спирта; перевозки этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; перевозки алкогольной продукции, а также спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта не более 5 процентов объема готовой продукции.
Введение учета объемов закупок, хранения, поставок и розничной продажи алкогольной продукции с использованием ЕГАИС позволит обеспечить надлежащий учет объема производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая закупки, хранение и поставки указанной продукции, а также розничной продажи алкогольной продукции.
Реализация законопроекта позволит фиксировать в ЕГАИС информацию о розничных продажах алкогольной продукции путем фиксации сведений об алкогольной продукции (в том числе о федеральных специальных марках) в момент ее выхода из оборота посредством списывания (гашения марок) с использованием сканера.
Кроме того, законопроектом предусматривается установление в Федеральном законе состава технических средств, с помощью которых организациями передается информация в ЕГАИС.
В настоящее время состав таких технических средств для организаций - участниц ЕГАИС (производителей и импортеров) установлен постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 873 и от 28 апреля 2006 г. N 253.
Требование об обязательном наличии у организаций средств защиты информации, предотвращающих искажение и подделку передаваемой информации, законопроектом предлагается исключить.
В соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи" и введением понятия "квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи" информация, передаваемая в контролирующий орган в электронной форме и подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и имеет полную юридическую силу. В связи с этим необходимость устанавливать в технических средствах организации средств защиты информации отсутствует.
В целях снижения издержек хозяйствующих субъектов законопроектом предлагается внести в Федеральный закон ряд изменений.
Так, согласно законопроекту все организации, которые осуществляют лицензируемые виды деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также производство и оборот пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и спиртосодержащей продукции, будут представлять соответствующую информацию об алкогольной продукции в электронном виде в ЕГАИС.
Кроме того, законопроектом предлагается исключить из Федерального закона требования об обязательном пломбировании технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, а также о предоставлении копий сертификатов на указанные технические средства.
Законопроектом предусмотрен поэтапный период вступления в силу положений законопроекта по введению ЕГАИС:
с 1 июля 2015 г. - в отношении производства спиртосодержащей продукции, пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи;
с 1 ноября 2015 года - в отношении закупки, хранения и поставок алкогольной и спиртосодержащей продукции;
с 1 июля 2016 г. - в отношении розничной продажи алкогольной продукции в городских поселениях;
с 1 июля 2017 г. - в отношении розничной продажи алкогольной продукции в сельских поселениях.
Кроме того, законопроектом предлагается отменить с 1 июля 2018 г. требования о предоставлении справок, прилагаемых к таможенной декларации или товарно-транспортной накладной в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых фиксируется в ЕГАИС.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона мО внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"в части совершенствования учета оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Реализация законопроекта потребует в 2015 году выделения Росалкогольрегулированию дополнительных средств из федерального бюджета в размере 303 131 тыс. рублей для проведения технических мероприятий (разработка и испытание мероприятий, связанных с проектированием и внедрением механизма фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС) организаций, осуществляющих закупку, хранение, поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции и розничную продажу алкогольной продукции, закупку дополнительных серверов, хранилищ данных, источников бесперебойного питания).
Кроме того, дополнительно из федерального бюджета ежегодно начиная с 2016 года Росалкогольрегулированию потребуется 39 079 тыс. рублей на техническое сопровождение подсистемы.
В соответствии с пунктом 4 раздела II протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 15 сентября 2014 г. N ДМ-П9-68-пр Минфину России поручено предусматривать дополнительное выделение средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по введению ЕГАИС для организаций, осуществляющих розничную торговлю алкогольной продукцией, в размере 303 млн. рублей в 2015 году и начиная с 2016 года - 39 млн. рублей ежегодно.
В Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" указанные средства Росалкогольрегулированию предусмотрены.
В настоящий момент в действующей системе ЕГАИС участвуют около 3 тыс. пользователей. При распространении ЕГАИС на субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие оптовую и розничную продажу алкогольной продукции, число пользователей ЕГАИС увеличится до 500 тыс.
Все мероприятия по модернизации системы ЕГАИС планируется выполнить в 2015 году. По окончании этих работ ЕГАИС будет нуждаться в проведении многократных тестирований, которые будут проводиться в рамках мероприятий по сопровождению системы в 2016 году.
Расходы субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих закупку, хранение, поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции и розничную продажу алкогольной продукции, могут быть увеличены только в пределах затрат, связанных с администрированием передачи информации в ЕГАИС и приобретением сканеров, ориентировочная стоимость которых оценивается в 10 тыс. рублей.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона мО внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части совершенствования учета оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части совершенствования учета оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции"
В случае принятия законопроекта подлежат изменению следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
N п/п |
Наименования проектов нормативных правовых актов, подлежащих изменению |
Обоснование необходимости их подготовки |
Срок подготовки |
Сведения о федеральных органах исполнительной власти либо организациях - головном исполнителе и соисполнителях по разработке проектов указанных актов |
1. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 873 "О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции". |
Законопроектом предусматривается изменение состава технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции, в скорректировать постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 873, устанавливающее требования к указанным средствам фиксации. |
март 2015 г. |
Росалкогольрегулирование Минэкономразвития России Минпромторг России Минкомсвязь России |
2. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2006 г. N 253 "О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции". |
Законопроектом предусматривается изменение состава технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, в этой связи требуется скорректировать постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2006 г. N 253, устанавливающее требования к указанным средствам фиксации. |
март 2015 г. |
Росалкогольрегулирование Минэкономразвития России Минпромторг России Минкомсвязь России |
3. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2006 г. N 380 "Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей". |
Законопроектом предусматривается распространить требование об обязательной фиксации информации в ЕГАИС на организации, осуществляющие оптовые поставки алкогольной, спиртосодержащей продукции и розничную продажу алкогольной продукции, и, соответственно, требование об оснащении оборудования для учета оборота продукции таких организаций техническими средствами. В связи с этим требуется внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2006 г. N 380, установив нормы об учете оборота и (или) использования алкогольной и спиртосодержащей продукции с использованием технических средств. |
март 2015 г. |
Росалкогольрегулирование Минэкономразвития России Минпромторг России Минкомсвязь России |
4. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2006 г. N 522 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". |
Предусмотренные законопроектом нормы об обязательной фиксации информации в ЕГАИС организациями, осуществляющими оптовые поставки алкогольной, спиртосодержащей продукции и розничную продажу алкогольной продукции, потребуют внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2006 г. N 522 в части распространения его действия на указанные организации и закрепления положений, касающихся представления такими организациями информации в ЕГАИС. |
март 2015 г. |
Росалкогольрегулирование Минэкономразвития России Минпромторг России Минкомсвязь России |
5. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 872 "О справке, прилагаемой к таможенной декларации". |
Законопроектом предусматривается норма, согласно которой организации, представляющие информацию в ЕГАИС, осуществляют оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без справок к товарно-транспортной накладной и таможенной декларации. В связи с этим требуется внести соответствующие изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 872 и от 31 декабря 2005 г. N864, исключив такие организации из-под действия указанных постановлений. |
март 2016 г. |
Росалкогольрегулирование Минэкономразвития России Минпромторг России ФТС России |
6. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию". |
|
|
|
7. |
Приказ Росалкогольрегулирования от 1 июля 2010 г. N 43н "Об утверждении перечня информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предоставляемой организациям, осуществляющим производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". |
В связи с предусмотренными законопроектом изменениями, касающимися ЕГАИС, требуется внесение в приказ Росалкогольрегулирования от 1 июля 2010 г. N 43н изменений юридико-технического характера в целях приведения его положений в соответствие с нормами, предлагаемыми законопроектом. |
март 2015 г. |
Росалкогольрегулирование Минэкономразвития России |
8. |
Приказ Росалкогольрегулирования от 20 февраля 2012 г. N 31 "Об утверждении Технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также оборудования для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". |
Законопроектом предусматривается изменение состава технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в связи с этим необходимо внести изменения в приказ Росалкогольрегулирования от 20 февраля 2012 г. N 31 в части корректировки технических условий, касающихся указанных технических средств. |
март 2015 г. |
Росалкогольрегулирование Минэкономразвития России |
9. |
Приказ Росалкогольрегулирования от 14 июня 2012 г. N 150 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 г. N 136 "О некоторых мерах по ведению единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации". |
В связи с предусмотренными законопроектом изменениями, касающимися ЕГАИС, требуется внесение изменений в приказ Росалкогольрегулирования от 14 июня 2012 г. N 150 юридико-технического характера, в целях приведения его положений в соответствие с нормами, предлагаемыми законопроектом. |
март 2015 г. |
Росалкогольрегулирование Минэкономразвития России |
10. |
Приказ Минфина России от 28 августа 2006 г. N 109н "Об утверждении порядка предоставления организациям, осуществляющим производство и (или) оборот (за исключением импорта и розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации, программных средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и их установки в технические средства фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". |
В связи с предусмотренными законопроектом изменениями, касающимися ЕГАИС, требуется внесение изменений в приказ Минфина России от 28 августа 2006 г. N 109н в части распространения его действия на организации, осуществляющие оптовые поставки алкогольной, спиртосодержащей продукции и розничную продажу алкогольной продукции, а также изменения юридико-технического характера в целях приведения его положений в соответствие с нормами, предлагаемыми законопроектом. |
март 2015 г. |
Росалкогольрегулирование Минэкономразвития России Минфин России |
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа Минфина России N 109н следует читать как "25 августа 2006 г."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.