Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 686611-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан Минюстом России совместно с Минкомсвязью России, Минэкономразвития России и иными заинтересованными органами и организациями во исполнение пункта 4 Плана мероприятий "Повышение качества регуляторной среды для бизнеса", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 953-р.
Предлагаемый проект федерального закона направлен на совершенствование правового регулирования применения электронного документа в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, а также на обеспечение возможности использования электронных документов в качестве доказательств в суде.
Проблема применения электронных документов является особенно актуальной в связи с необходимостью создания единого пространства доверия электронной подписи для унифицированного оказания государственных (муниципальных) услуг, осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в электронном виде и обеспечения электронного взаимодействия органов государственной власти, судебной власти, органов предварительного расследования, прокуратуры, нотариата, а также формирования единого информационного пространства судов и нотариата.
Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате внесены изменения, наделяющие нотариусов правом совершать нотариальные действия в электронном виде, в том числе передавать документы в электронной форме физическим и юридическим лицам, а также удостоверять тождественность электронного документа и документа на бумажном носителе.
Таким образом, в настоящее время назрела необходимость разработки законопроекта, который наряду с положениями, содержащимися в ранее принятых законодательных актах и сохраняющими свою актуальность, включал бы в себя новеллы правового регулирования, позволяющие в совокупности с прежними нормами создать современную и эффективную систему электронного документооборота.
На основании изложенного законопроектом предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ соответственно) в части установления особенностей применения электронных документов.
Законопроектом предлагается дополнить часть 6 "Бланки процессуальных документов" Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации нормами, обеспечивающими возможность использования электронных документов при осуществлении уголовного судопроизводства.
Так, глава 56 дополнена новой статьей 474.1 "Порядок использования электронных документов в уголовном судопроизводстве".
Указанная статья предоставляет участникам уголовного судопроизводства право направлять в суд ходатайства, заявления, жалобы, представления и прилагаемые к ним документы в виде электронного документа посредством заполнения электронной формы документа, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и подписания этого электронного документа лицом, направившим такой документ, электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судебное решение (за исключением решения, содержащего сведения, составляющие государственную тайну) может быть изготовлено в виде электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. В случае, если дело рассматривалось судом коллегиально, судебное решение подписывается усиленными квалифицированными электронными подписями всех судей, участвовавших в рассмотрении дела.
По ходатайству участника уголовного судопроизводства экземпляр судебного решения в электронной форме может быть направлен ему с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В АПК РФ и ГПК РФ законопроектом предлагается внести изменения, предоставляющие право участвующим в деле лицам направлять представления, заявления, жалобы и иные предусмотренные данными кодексами документы в суд в виде электронных документов, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В настоящее время статьей 75 АПК РФ установлено, что к письменным доказательствам относятся документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа. Если копии документов представлены в арбитражный суд в электронном виде, суд может потребовать представления оригиналов этих документов.
Аналогичные положения предусматриваются статьей 71 ГПК РФ. Часть вторая статьи 84 УПК РФ определяет, что документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменном, так и в ином виде. К ним могут относиться материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном статьей 86 УПК РФ.
В целях использования в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве документов, созданных исключительно в электронном виде и не имеющих копий на бумажных носителях, законопроектом предлагается определить, что письменное доказательство может быть представлено в суд в виде электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями законодательства об электронной подписи.
Законопроектом предлагается установить, что требования к техническим и программным средствам, используемым при изготовлении процессуальных решений и (или) иных процессуальных документов в виде электронных документов и их подписании с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, а также требования к использованию информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для направления таких электронных документов определяются в порядке, установленном в пределах своих полномочий Верховным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
При этом следует отметить, что положения законопроекта применительно к судам общей юрисдикции носят диспозитивный характер и не обязывают суды Российской Федерации применять электронный документооборот, а предоставляют возможность взаимодействия в электронном виде с участниками процесса при наличии для этого в суде технической возможности.
В Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" законопроектом предлагается внести изменения в части возможности направления запроса и ответа на запрос в электронном виде.
Законопроектом также предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" в части возможности подписания одной электронной подписью нескольких связанных между собой электронных документов (пакета электронных документов).
Реализация законопроекта потребует оснащения федеральных и мировых судей средствами электронной подписи, модернизации специального программного обеспечения ГАС "Правосудие" и подключения судебных участков мировых судей к ГАС "Правосудие".
Указанные работы планируется завершить до конца 2015 года.
В связи с этим срок вступления в силу будущего федерального закона предлагается установить с 1 января 2016 г.
Положения законопроекта носят диспозитивный характер. В законопроекте предусмотрено условие о наличии в суде технической возможности применения электронных документов.
В связи с изложенным дополнительных затрат федерального бюджета для реализации положений законопроекта в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти не потребуется.
Принятие данного федерального закона позволит устранить существующие в настоящее время пробелы правового регулирования на начальном этапе и позволит перейти к следующему этапу совершенствования законодательства в указанной сфере общественных правоотношений.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти)
Дополнительных затрат федерального бюджета для реализации положений законопроекта в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти не потребуется при наличии соответствующей технической готовности судов.
Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в настоящее время реализуются мероприятия по созданию таких технических условий в судах, в том числе в рамках федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы". Срок завершения работ - конец 2015 г.
Таким образом, реализация предусмотренных законопроектом норм в силу их диспозитивности не повлечет необходимости выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти)
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти)" не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти)
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.