Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 623891-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрен в части, относящейся к компетенции Комитета, проект федерального закона N 623891-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
Как отмечается в пояснительной записке, законопроект направлен на формирование максимально благоприятного режима для развития экономического и научного потенциала отдельных регионов Российской Федерации, привлечения инвестиций в их экономику, а также на создание финансовой базы для ускоренного социально-экономического развития таких регионов.
Законопроектом вносятся изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с разработкой проекта федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 2009 года "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В части внесения изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" законопроектом предлагается установить пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с положениями проекта федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
Общий тариф страховых взносов для указанной категории плательщиков страховых взносов предлагается установить в размере 7,6%, в том числе, в Пенсионный фонд Российской Федерации - 6,0%, Фонд социального страхования Российской Федерации - 1,5%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,1%.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту отмечается, что его принятие не приведет к дополнительным расходам федерального, регионального и местного бюджетов. Однако это не соответствует реальному положению вещей.
С принятием законопроекта расширяется круг плательщиков страховых взносов, применяющих пониженные тарифы, в связи с чем потребуются дополнительные расходы федерального бюджета. В соответствии со статьей 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в случае установления пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков предусматривается компенсация выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Таким образом, реализация законопроекта приведет к изменению доходов и увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Комитет считает необходимым особо отметить, что установление льготных режимов по страховым взносам для отдельных категорий плательщиков страховых взносов противоречит базовым принципам обязательного социального страхования и условиям соразмерности уплаченных страховых взносов объему страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования, не отвечает критериям социальной справедливости, а также идет вразрез с мерами по укреплению финансовой устойчивости государственных внебюджетных фондов, отвлекает существенные финансовые ресурсы из федерального бюджета для покрытия выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов.
Комитет придерживается мнения о необходимости использования иных мер государственной поддержки субъектов экономической деятельности, не затрагивающих взаимоотношений, в том числе фискальных, в системе обязательного социального страхования.
В связи с этим следует обратить внимание, что в "Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", утвержденных Правительством Российской Федерации в 2013 году, в части, посвященной страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, было зафиксировано, что в случае необходимости поддержки отдельных секторов экономики будут предоставляться иные меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного социального страхования.
В части регулирования трудовых отношений для достижения указанной в пояснительной записке цели законопроектом предлагается дополнить новым абзацем статью 313 Главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). В соответствии с предлагаемым дополнением государственные гарантии и компенсации лицам, работающим у резидентов территорий опережающего социально-экономического развития в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяются в соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
Данная норма является отсылочной и в целом не противоречит положениям части первой статьи 313 ТК РФ, в соответствии с которой государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вместе с тем, поскольку речь в данном случае идет об особенностях установления государственных гарантий и компенсаций определенной категории работников, во избежание правовых коллизий необходимо уточнить, о каких именно гарантиях и компенсациях идет речь.
Такая необходимость вызвана, в частности, тем, что положения Главы 50 ТК РФ, устанавливающей особенности регулирования трудовых отношений в зависимости от специфических условий местности, в которой трудится работник (экстремальных природно-климатических условий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), основана в первую очередь на тексте Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (Закон РФ N 4520-1). Действие этого Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях, и не содержит каких-либо изъятий в отношении работников резидентов территорий опережающего социально-экономического развития. В свою очередь, рассматриваемый законопроект не содержит каких-либо положений, предполагающих изменение Закона РФ N 4520-1.
Для уточнения перечня гарантий и компенсаций в статье 7 рассматриваемого законопроекта представляется целесообразным использовать, с определенными уточнениями, перечень гарантий и компенсаций, приведенный в п. 5 статьи 18 проекта федерального закона N 623874-6 "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации". При этом, следуя традициям построения Трудового кодекса, следует указать ссылки на конкретные нормы Кодекса, не подлежащие применению для работников резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, например, на ч. 1 статьи 116, ч.ч. 5 и 6 статьи 302, на конкретные нормы Главы 50.
Кроме того, как это верно указано в п. 5 статьи 18 проекта федерального закона N 623874-6 "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", гарантии и компенсации не "определяются", а "устанавливаются".
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая профсоюзы, не поддерживает рассматриваемый законопроект.
Изложенные замечания следует учесть при подготовке проекта федерального закона N 623891-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" ко второму чтению.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.