Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 599011-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(в части выдачи и обращения закладных в электронной форме)",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрел в качестве соисполнителя проект федерального закон N 599011-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в части выдачи и обращения закладных в электронной форме), внесенный Правительством Российской Федерации (далее также - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается ввести в действующее законодательство положения о порядке обращения электронных закладных путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним) и Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Федеральный закон об ипотеке).
В проекте дается определение электронной закладной, закрепляется порядок ее составления, выдачи электронной закладной уполномоченным органом по регистрации прав, устанавливаются некоторые правила депозитарного учета такой закладной, порядок ее аннулирования. Законопроектом определяется, что хранение электронной закладной осуществляется в депозитарии, указанном в договоре об ипотеке или договоре, влекущем за собой возникновение ипотеки в силу закона.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что выпуск закладной в бумажной форме связан со значительным числом неудобств, рисков (в частности, с риском утраты закладной, составленной в бумажной форме). В то время как введение в гражданский оборот электронной закладной минимизирует временные и материальные издержки, связанные с составлением бумажной закладной и устранит риски, присущие такой закладной. Вместе с тем, Комитет обращает внимание, что поскольку электронная закладная будет подписываться квалифицированной электронной подписью залогодателя, а также должника (если залогодатель не является должником по обеспеченному ипотекой обязательству), это повлечет соответствующие дополнительные материальные и временные затраты для участников гражданского оборота, связанные с необходимостью получения квалифицированного сертификата ключа электронной подписи. Однако в пояснительной записке этому вопросу не уделено внимание.
По мнению Комитета, в дополнительной проработке также нуждается предлагаемое законопроектом в пункте 1 проектируемой статьи 13.1 определение электронной закладной как ценной бумаги, составленной с помощью средств электронно-вычислительной техники. Представляется, что электронная закладная будет составляться, по сути, в форме электронного документа. При том что с помощью средств электронно-вычислительной техники может быть составлен любой документ.
Законопроектом в проектируемой статье 13.1 предусматривается, что выдача залогодержателю электронной закладной осуществляется путем направления уполномоченным органом по регистрации прав закладной в депозитарий. При этом в соответствии с общей нормой статьи 13 Федерального закона об ипотеке закладная выдается первоначальному залогодержателю уполномоченным органом по регистрацию прав после государственной регистрации ипотеки. Из содержания законопроекта непонятно, информируется ли каким-либо образом залогодержатель о направлении закладной уполномоченным органом по регистрации прав, ее поступлении в депозитарий. Следует дополнительно проработать механизм взаимодействия органа по регистрации прав и депозитариев, в том числе с тем чтобы депозитарии могли сообщать в уполномоченный орган по регистрации прав сведения о прекращении учета закладной в связи с прекращением обеспеченного ипотекой обязательства или аннулирования электронной закладной.
Следует отметить, что законопроект не определяет особенности залога электронных закладных. Законопроектом не определены возможные последствия утраты электронных закладных, отсутствует механизм ответственности депозитариев за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству считает возможным поддержать с учетом выраженных замечаний проект федерального закон N 599011-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в части выдачи и обращения закладных в электронной форме), внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.