Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
по проекту федерального закона N 603083-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел в пределах своей компетенции проект федерального закона N 603083-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов", внесенный Правительством Российской Федерации.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов" (далее - проект федерального закона), как отмечено в пояснительной записке, разработан в соответствии с пунктами 1 и 11 плана мероприятий по повышению мобильности граждан Российской Федерации на 2014 - 2018 годы, утвержденного распоряжением Российской Федерации от 24 апреля 2014 года N 663-р.
Ситуация на рынке труда России в настоящее время неоднозначна. Некоторые субъекты Российской Федерации характеризуются высокой напряженностью на рынке труда, другие - как, испытывающие большую потребность в трудовых ресурсах, восполнять которую удается в некоторой степени за счет привлечения иностранных работников.
По данным Росстата, межрегиональная трудовая мобильность в России в 2013 году составила 2,4 млн. человек, при этом внутренняя трудовая миграция (66% от общего числа переезжающих) в основным направлена в три субъекта Российской Федерации - Москву, Московскую область и Санкт-Петербург.
В настоящее время органами службы занятости оказывается услуга по содействию в переезде в другую местность с целью трудоустройства, которая оказывается только для безработных граждан. Этой мерой государственной поддержки пользуются чуть более 9 тысяч человек в год. Существенного влияния на ситуацию с мобильностью трудовых ресурсов это не оказывает.
Динамично развивающиеся регионы, прежде всего Дальний Восток, испытывают дефицит в качественных трудовых ресурсах и при этом работодатели, с учетом всех дополнительных издержек (то есть человеку надо предоставить жилье, различные дополнительные компенсации), несут большие издержки в этих регионах.
Изменения, предлагаемые к принятию, направлены на совершенствование правового регулирования трудоустройства граждан за пределами места постоянного проживания.
Главной целью предлагаемых данным проектом федерального закона мер является поддержка работодателей при привлечении трудовых ресурсов, в первую очередь, в регионы (территории), в которых реализуются значимые инвестиционные проекты, из других субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями по содействию работодателям в привлечении трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации, а также правом разрабатывать и реализовывать региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов, предусматривающие создание условий для их привлечения. При этом программы повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень субъектов РФ, относящихся к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов, подлежат согласованию в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации. Органы местного самоуправления наделяются правом реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на привлечение трудовых ресурсов, и осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования на указанные цели.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работникам предоставляются гарантии и компенсации при переезде на работу в другую местность (оплата переезда, переобучение, жилищное обустройство). При их предоставлении соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
В регионах, удаленных от Центральной России, издержки работодателя на предоставление работникам предусмотренных действующим трудовым законодательством гарантий и компенсаций при переезде на работу в другую местность выше, чем при переезде работников в пределах центральных районов Российской Федерации.
Законопроектом предложен следующий механизм получения финансовой поддержки работодателя. Как отмечено в пояснительной записке, работодателю предоставляется сертификат, дающий право на привлечение трудовых ресурсов из других регионов, стоимостью 225 тыс. рублей на 1 человека (150 тысяч рублей за счет федерального бюджета и 75 тыс. рублей за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации).
Ориентировочная оценка возникающих расходов на 1 человека, как следует из пояснительной записки к законопроекту, составляет:
на проезд - от 3,5 тыс. до 50 тыс. рублей;
на обустройство - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей;
на наем или аренду жилья - от 34 тыс. до 130 тыс. рублей в год;
на обучение - от 10 тыс. до 250 тыс. рублей.
Таким образом, судя по финансово-экономическому обоснованию к проекту федерального закона, затраты работодателя на привлечение 1 работника из другого региона в среднем составляют примерно 300 тыс. рублей.
Предполагается, что предоставление работодателю сертификата на привлечение трудовых ресурсов в субъекты Российской Федерации, отнесенные к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов, стоимостью 225 тыс. рублей, позволит компенсировать ему примерно 75% указанных затрат. Оказание работодателю такой финансовой поддержки является мерой, направленной на привлечение работников в субъекты Российской Федерации, включенные в перечень территорий приоритетного привлечения трудовых ресурсов.
Законопроектом четко определяются условия предоставления сертификата работодателю:
- заключения с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения соглашения;
- привлечения граждан из субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень субъектов Российской Федерации, отнесенных к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов;
- отсутствия просроченной задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также задолженности по выплате заработной платы;
- заключения с работником, привлеченным из другого субъекта Российской Федерации с целью трудоустройства в субъекте Российской Федерации, включенном в перечень субъектов Российской Федерации, отнесенных к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов, трудового договора на неопределенный срок или срочного трудового договора продолжительностью не менее трех лет.
При этом финансовая поддержка, предусмотренная сертификатом, предоставляется работодателю после подтверждения сведений о поступлении за период не менее трех месяцев обязательных платежей за работника, привлеченного в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов, в государственные внебюджетные фонды в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и представления копии трудового договора, заключенного работодателем и указанным работником.
Минтруд России предполагает, что в 2015 году с помощью этого механизма будет привлечено в пилотные регионы, которые определит Правительство Российской Федерации, 15 тыс. человек. Планируется, что в 2018 году численность граждан, переехавших в другую местность, увеличится в 10 раз и составит примерно 150 тыс. человек.
Расходы федерального бюджета на эти цели составят 2,0 млрд. рублей ежегодно.
Необходимо отметить, что проектом федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" указанные расходы предусмотрены в составе субсидий бюджетам субъектам Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения и на 2015 год распределены по субъектам (таблица 34 приложения 35 законопроекта о федеральном бюджете на 2015-2017 годы).
Комитет считает, что принятие законопроекта послужит привлечению трудовых ресурсов на территории, являющиеся стратегически важными для Российской Федерации, в том числе территории Сибири и Дальнего Востока.
Вместе с тем, комитет считает необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства.
Одним из условий получения финансовой поддержки работодателем является привлечение граждан из субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень субъектов Российской Федерации, отнесенных к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов. Таким образом, ограничивается возможность работодателя, находящегося на территории Дальневосточного федерального округа привлекать специалистов высокой квалификации, сокращаемых или работающих неполный рабочий день, например, на градообразующих предприятиях моногородов Дальнего Востока.
Также в представленных материалах отсутствует информация, каким образом, при выдаче сертификата будут учитываться положения действующего закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (выплата районных коэффициентов, процентных надбавок за стаж работы на Севере, проезд к месту отдыха и обратно один раз в два года и т.д.).
С учетом изложенного, Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона N 603083-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов" в первом чтении.
Заключение на проект федерального закона N 603083-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов" утверждено на заседании Комитета (N 69/1 от "15" октября 2014 года).
Председатель комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.