Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 611447-6 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья (профильный комитет) рассмотрел проект федерального закона N 611447-6 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов сформированы в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Основными направлениями бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) представлены в следующей таблице:
млрд. рублей | |||||
|
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2017 г. в % к уровню 2014 г. |
ДОХОДЫ - всего |
1 240,1 |
1632,3 |
1 706,5 |
1 804,1 |
145,5 |
межбюджетные трансферты |
506,9 |
641,2 |
642,7 |
645,0 |
127,2 |
из федерального бюджета |
28,6 |
23,9 |
25,4 |
1,1 |
3,8 |
из бюджетов субъектов Российской Федерации |
478,3 |
617,3 |
617,3 |
643,9 |
134,6 |
доходы без учета межбюджетных трансфертов |
733,2 |
991,1 |
1 063,8 |
1 159,1 |
158,0 |
РАСХОДЫ - всего |
1 240,1 |
1675,3 |
1 758,3 |
1 804,1 |
145,5 |
межбюджетные трансферты |
|
|
|
|
|
Фонду социального страхования Российской Федерации |
19,0 |
19,0 |
19,0 |
19,0 |
100,0 |
федеральному бюджету (дотация) |
|
140,0 |
130,0 |
|
|
территориальным фондам обязательного медицинского страхования |
1 174,3 |
1 414,2 |
1494,0 |
1667,6 |
142,0 |
расходы без учета межбюджетных трансфертов |
46,7 |
102,1 |
115,3 |
117,5 |
251,6 |
Дефицит(-)/Профицит (+) |
0 |
-43,0 |
-51,7 |
0 |
|
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
|
|
|
|
|
доходы |
1 174,3 |
1 414,2 |
1494,0 |
1667,6 |
142,0 |
расходы |
1 174,3 |
1 414,2 |
1494,0 |
1667,6 |
142,0 |
дефицит/профицит |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Доходы бюджета ФОМС от поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС), налогов, уплачиваемых по специальным налоговым режимам, недоимок, пеней и штрафов, а также средств федерального бюджета предусмотрены в сумме: на 2015 год - 1 632,3 млрд. рублей (131,6% к уровню 2014 года), на 2016 год - 1 706,5 млрд. рублей, на 2017 год - 1 804,1 млрд. рублей (145,5% к уровню 2014 года).
Доходы в части страховых взносов на ОМС работающего населения на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов рассчитаны с учетом установления тарифа страховых взносов на ОМС работающего населения в размере 5,1% сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов в соответствии с проектом федерального закона N 611456-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Расчет поступления указанных страховых взносов осуществлен исходя из фонда заработной платы по прогнозу Минэкономразвития России на 2015 год в сумме 19 022 млрд. рублей, на 2016 год - 20 420 млрд. рублей, на 2017 год - 22 259 млрд. рублей, коэффициента корректировки фонда заработной платы в размере 0,853 и коэффициента сбора в размере 0,987, рассчитанных на основании сформированной администратором доходов базы для начисления страховых взносов на ОМС до предельной величины и коэффициента корректировки фонда заработной платы в размере 0,197 и коэффициента сбора в размере 0,96 с сумм, превышающих предельную величину базы, а также фактического поступления страховых взносов на ОМС, сложившихся по итогам отчетного периода 2013 года.
Доходы бюджета ФОМС от поступления страховых взносов на ОМС работающего населения на территории Крымского федерального округа рассчитаны исходя из тарифа 5,1%, коэффициента корректировки фонда заработной платы в размере 1,05, коэффициента сбора равного в 2015 году 0,95, в 2016 году - 0,96, в 2017 году - 0,97, и фонда заработной платы на 2015 год в сумме 125,9 млрд. рублей, на 2016 год - 135,1 млрд. рублей, на 2017 год - 147,3 млрд. рублей и составят соответственно 6,4 млрд. рублей, 6,9 млрд. рублей и 7,7 млрд. рублей.
Размер учтенных в бюджете ФОМС межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением отдельным категориям плательщиков льготного тарифа на уплату страховых взносов на ОМС работающего населения на 2015 год составит 23,9 млрд. рублей, на 2016 год - 25,4 млрд. рублей, на 2017 год - 1,1 млрд. рублей.
Размер страховых взносов на ОМС неработающего населения определен в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.11.2011 N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового вноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" и статьей 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
На 2015 - 2017 годы расчет страховых взносов на ОМС неработающего населения произведен исходя из тарифа 18 864,6 рублей и коэффициентов дифференциации, утвержденных Федеральным законом от 30.11.2011 N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения". В 2017 году страховые взносы на ОМС неработающего населения увеличены на рост инфляции - 1,043.
К 2015 году предполагается переход к расчету страховых взносов по полному тарифу, исходя из установленного тарифа 18 864,6 рублей на одного застрахованного в год.
В связи с отсутствием в 2014 году в Крымском федеральном округе регионального сегмента застрахованных лиц, страховые взносы на ОМС неработающего населения рассчитаны исходя из численности неработающего населения по данным органов статистики Республики Крым и города Севастополя на 1 апреля 2014 года, определенной как разница между численностью постоянного населения и численностью занятого населения. Соответствующие положения предусмотрены проектом федерального закона N 611456-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Расходы бюджета ФОМС в 2015 году составят 1 675,3 млрд. рублей (135,1% к уровню 2014 года), в 2016 году - 1 758,3 млрд. рублей, в 2017 году - 1 804,1 млрд рублей (145,5% к уровню 2014 года).
Для финансирования полномочий Российской Федерации в сфере ОМС, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в бюджете ФОМС предусмотрены субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС в сумме: 2015 год - 1 414,2 млрд. рублей, 2016 год - 1 494,0 млрд. рублей, 2017 год - 1 667,6 млрд. рублей. К 2017 году объем субвенций возрастет в 1,4 раза к уровню 2014 года.
На 2015 год законопроектом предусматривается распределение субвенций в разрезе субъектов Российской Федерации (приложение 6 к законопроекту).
Расчет субвенций произведен исходя из численности застрахованных лиц по данным регистра по состоянию на 1 апреля 2014 года и численности населения в Крымском федеральном округе по состоянию на 1 апреля 2014 года - всего 146,1 млн. человек, подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС на 2015 год в сумме 8 260,7 рублей, на 2016 год - 8 727,2 рублей (рост на 5,6%), на 2017 год - 9 741,2 рублей (рост на 11,6%) и коэффициента дифференциации для каждого субъекта Российской Федерации, рассчитанного в соответствии с единой методикой распределения субвенций из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов ОМС, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 462.
Расчет субвенции Крымскому федеральному округу произведен на основании данных органов статистики о численности постоянного населения округа, составляющей по состоянию на 1 апреля 2014 года 2,34 млн. человек.
В 2015 году предусматривается увеличение заработной платы медицинских работников на уровень инфляции - на 5,5%, что потребует пересмотра "дорожных карт" по повышению оплаты их труда в целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
В 2016 году планируемый рост субвенции составит всего 5,6% к уровню 2015 года, что также не обеспечит необходимый рост заработной платы для реализации "дорожных карт". В связи с этим возникают риски недостижения целевых значений размера средней заработной платы отдельных категорий медицинских работников. В связи с отсутствием в бюджете Фонда соответствующих ресурсов потребуется изыскание новых источников финансирования для привлечения дополнительных средств в целях решения указанной задачи. Наибольшая нагрузка на бюджет ФОМС в связи с необходимостью повышения средней заработной платы отдельных категорий медицинских работников придется на 2017 - 2018 годы.
На финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи предусматривается на 2015 год 82,1 млрд. рублей, на 2016 год - 99,5 млрд. рублей, на 2017 год - 103,5 млрд. рублей.
Законопроектом предполагается в 2015 - 2017 годах ежегодно перечислять 19,03 млрд. рублей бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату родовых сертификатов, включая Крымский федеральный округ.
В целях привлечения медицинских кадров на село проектом закона в бюджете Фонда предусматриваются бюджетные ассигнования на осуществление единовременных компенсационных выплат в размере 3,2 млрд. рублей.
В составе бюджета ФОМС сформирован нормированный страховой запас в следующих объемах: на 2015 год - 15,0 млрд. рублей, на 2016 год - 15,0 млрд. рублей, на 2017 год - 13,2 млрд. рублей.
В части 1 статьи 6 законопроекта устанавливаются цели использования нормированного страхового запаса (увеличение субвенций).
На обеспечение целевых мероприятий ФОМС, включая содержание Фонда, предусматриваются бюджетные ассигнования на 2015 год в сумме 741,9 млн. рублей, в 2016 году - 725,3 млн. рублей, в 2017 году - 756,5 млн. рублей (с учетом прогнозируемого индекса роста потребительских цен 4,3%).
С учетом того, что в 2015 - 2016 годах планируется превышение расходов бюджета ФОМС над доходами соответственно в размере 43,0 млрд. рублей и 51,7 млрд. рублей, законопроектом предусматриваются источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.
В бюджете Фонда за счет дополнительных доходов в связи с отменой предельной величины базы для начисления страховых взносов на ОМС федеральному бюджету предусматриваются дотации на сбалансированность на 2015 год в размере 140,0 млрд. рублей, на 2016 год - 130,0 млрд. рублей.
Комитет отмечает, что проект бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов рассматривается без утвержденной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Комитет считает, что для реализации комплекса поставленных задач, прежде всего связанных с новым механизмом финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи и повышением заработной платы медицинских работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", доходов, оставляемых в бюджете ФОМС в 2015-2017 годах, недостаточно.
В связи с этим Комитет Государственной Думы по охране здоровья возражает против передачи средств бюджета ФОМС в форме дотации на сбалансированность федеральному бюджету в размере 140,0 млрд. рублей и 130,0 млрд. рублей в 2015 году и в 2016 году соответственно.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает принятие проекта федерального закона N 611447-6 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Заключение утверждено на заседании Комитета 9 октября 2014 года (протокол N 63).
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.