Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности
по проекту федерального закона N 555391-6 "О стандартизации в Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по промышленности рассмотрел проект федерального закона N 555391-6 "О стандартизации в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях совершенствования государственного регулирования в сфере стандартизации. Он формирует базовые цели, принципы стандартизации, в том числе в сфере обороны и безопасности государства, устанавливает правовой статус национальной системы стандартизации и ее участников, определяет документы по стандартизации, полномочия национального органа Российской Федерации по стандартизации и другие вопросы, касающиеся обеспечения деятельности в сфере стандартизации в рамках национальной системы стандартизации.
Законопроект увязан с основными направлениями стандартизации, реализация которых предусмотрена Концепцией развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. N 1762-р.
Кроме того, законопроект направлен на усиление роли стандартизации для технического переоснащения и модернизации производства, а также внедрения инновационных технологий.
Законопроект унифицирует применяемую терминологию в соответствии с международной практикой, что позволит гармонизировать документы национальной системы стандартизации с международными документами и, в конечном итоге, обеспечить признание результатов оценки соответствия, а также расширит их перечень в национальной системы стандартизации.
Законопроектом устанавливаются требования к национальной системе стандартизации, национальному органу Российской Федерации по стандартизации, техническим комитетам по стандартизации, документам по стандартизации.
Новеллой законопроекта является включение в число участников национальной системы стандартизации проектных технических комитетов по стандартизации, которые предлагается создавать на временной основе для решения целевых задач по организации и проведению работ по стандартизации в соответствии с установленной компетенцией в случае, если соответствующий технический комитет по стандартизации не создан, или работы по стандартизации затрагивают вопросы компетенции нескольких технических комитетов по стандартизации.
Необходимо отметить, что законопроектом предусматривается возможность применения ссылок на национальные стандарты в нормативных правовых актах Российской Федерации.
Определен механизм пересмотра национальных стандартов, на которые даны ссылки в нормативных правовых актах.
В целях реализации единой государственной политики в области стандартизации законопроект предусматривает, что международные стандарты, региональные стандарты, стандарты иностранных государств применяются для широкого использования на территории Российской Федерации посредством принятия соответствующих национальных стандартов. Вместе с тем заинтересованные предприятия вправе применять такие стандарты напрямую без их адаптации в качестве национальных стандартов, что может способствовать трансферту современных достижений науки и техники в рамках деятельности конкретных предприятий.
В целях использования наилучшей международной практики по изданию и распространению документов по стандартизации, законопроектом предусмотрено право национального органа Российской Федерации по стандартизации официально публиковать и распространять национальные стандарты, предварительные национальные стандарты, своды правил. При этом в открытом доступе будут находиться национальные стандарты, обеспечивающие применение технических регламентов, национальные стандарты, применяемые при обязательном подтверждении соответствия продукции до вступления в силу соответствующих технических регламентов, а также национальные стандарты, включенные в перечень национальных стандартов, на которые были даны ссылки в нормативных правовых актах Российской Федерации, а также основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации.
Для информирования пользователей о принадлежности документов к документам национальной системы стандартизации законопроектом вводится знак национальной системы стандартизации. Согласно законопроекту этим знаком маркируется продукция (работа, услуга) в случае, если изготовитель (поставщик, исполнитель) публично заявил, что продукция (работа, услуга) произведена по соответствующим национальным стандартам.
Законопроект определяет основные задачи и формы международного сотрудничества в сфере стандартизации посредством участия национального органа Российской Федерации по стандартизации в международных и региональных организациях по стандартизации.
Законопроект предусматривает необходимость преобразования стандартов отраслей промышленности (ведомственных отраслевых стандартов) в национальные стандарты или своды правил в течение десяти лет с момента его вступления в силу. Это позволит сохранить нормативные требования, применяемые в ряде отраслей промышленности.
Таким образом, законопроект позволит сформировать современный механизм правового регулирования отношений в сфере стандартизации, направленных на повышение вклада стандартизации в экономику Российской Федерации.
По мнению Комитета, принятие законопроекта позволит повысить эффективность деятельности в сфере стандартизации, в том числе в области социально-экономического развития Российской Федерации, будет способствовать формированию инновационного потенциала страны и повышению конкурентоспособности российских товаров на зарубежных рынках.
Вместе с тем, к законопроекту имеются замечания, а ряд положений требует дополнительного уточнения:
1. Статья 3 "Цели стандартизации" содержит, кроме основных целей стандартизации, второстепенные цели, оценка достижения которых затруднена (3, 4, 11, 12) и цели, которые по своей сути являются задачами стандартизации (5, 7, 13, 14, 15, 18, 19, 20 и 21). В связи с этим необходимо уточнить содержание статьи в части целей и задач стандартизации.
2. Необходимо уточнить термины "региональный стандарт" и "межгосударственный стандарт", а также раскрыть применяемые в законопроекте понятия: "научно-техническое общество", "реальные сектора экономики", "советы организационного и методического характера".
3. В статье 33 применена ссылка на Закон от 10 июня 1993 года N 5154-1 "О стандартизации", который утратил силу.
4. При принятии законопроекта необходимо предусмотреть внесение изменений в иные законодательные акты, регулирующие в своей части вопросы стандартизации.
Данные замечания и предложения не носят концептуального характера и могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по промышленности рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 555391-6 "О стандартизации в Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
C.В. Собко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.