Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается расширить категорию лиц, к которым может быть применена отсрочка отбывания наказания в соответствии со статьей 82.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК), лицами, впервые совершившими преступления, предусмотренные частью второй статьи 228 УК и частью второй статьи 231 УК, признанными больными наркоманией.
Также законопроектом вносятся изменения в статью 178.1 "Отсрочка отбывания наказания осужденным, признанным в установленном порядке больным наркоманией, и контроль за соблюдением условий отбывания наказания" Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК) и статью 398 "Отсрочка исполнения приговора" Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Преступления, предусмотренные частью второй статьи 228 УК и частью второй статьи 231 УК, относятся к категории тяжких, то .есть степень их общественной опасности очень высока. Об этом свидетельствует, в частности, безальтернативное наказание в виде лишения свободы, установленное в санкциях данных статей.
Предложение законопроекта не соответствует общим основаниям освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, установленным статьей 75 УК. Так, согласно указанной статье освобождению от уголовной ответственности подлежит лицо, совершившее впервые преступление небольшой или средней тяжести.
Согласно статье 6 УК меры ответственности, применяемые к лицу, должны быть справедливыми, то есть соответствующими характеру и степени общественной опасности совершенного преступления. В связи с этим применение отсрочки отбывания наказания для лиц, совершивших преступления в составе группы лиц по предварительному сговору, организованной группы, а также хищения в крупном и особо крупном размерах не соответствует основополагающим принципам уголовного закона.
Наряду с этим необходимо отметить, что в условиях недостаточной правовой регламентации вопросов признания лиц больными наркоманией и неготовности государственной системы к применению механизма контроля за прохождением такими лицами лечения (как отмечено в пояснительной записке) отсрочка отбывания наказания в ряде случаев будет фактически означать уход от ответственности.
В то же время частью третьей статьи 18 УИК предусмотрена возможность применения обязательного лечения к осужденным к лишению свободы, в том числе больным наркоманией.
Кроме того, в пояснительной записке не представлено обоснование необходимости применения особого порядка вступления закона в силу.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 17 мая 2014 г. N 2919п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 693453-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу Парламентом Республики Северная Осетия - Алания"
Текст отзыва официально опубликован не был