Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 692856-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" разработан во исполнение пункта 29 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2014 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 2590-р, а также в целях совершенствования порядка включения музейных предметов в состав Музейного фонда Российской Федерации.
Данный законопроект вводит необходимые определения и уточняет действующее законодательство в сфере музейного дела.
В целях конкретизации порядка включения музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации (далее - Музейный фонд) предлагается дополнить понятийный аппарат Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации музеях в Российской Федерации" (далее - закон N 54-ФЗ) понятиями "собрание музея", "учетная документация музея", "главная инвентарная книга (книга поступлений)", "экспертиза музейных предметов".
Согласно законопроекту упрощается порядок включения музейных предметов и музейных коллекций в Музейный фонд.
В соответствии с законопроектом статья 8 закона N 54-ФЗ о включении музейных предметов и музейных коллекций излагается в новой редакции, согласно которой включение предметов осуществляется в порядке, предусмотренном положением о Музейном фонде.
При этом статьей 8 законопроекта устанавливается, что культурные ценности, в отношении которых имеется положительное заключение фондово-закупочной комиссии музея и в результате экспертизы музейных предметов установлена их историко-культурная ценность, регистрируются в основных учетных документах музея и считаются включенными в состав Музейного фонда со дня такой регистрации.
Данное положение должно быть распространено на все музейные предметы государственных музеев, не включенные к настоящему времени в состав Музейного фонда по действующей процедуре их регистрации в Государственном каталоге.
Аналогичный порядок включения в состав негосударственной части Музейного фонда и учета музейных предметов предлагается установить для музейных предметов и музейных коллекций, зарегистрированных в муниципальных музеях.
После принятия Федерального закона N 54-ФЗ музеями было приобретено более 15 млн. предметов, которые зарегистрированы в основной учетной документации музеев (инвентарной книге), но юридически не вошли в состав Музейного фонда, т.к. не были зарегистрированы в Государственном каталоге в соответствии с действующим законодательством.
Как показывает практика, использование Государственного каталога, ведение которого осуществлялось Минкультуры России, в качестве основного инструмента включения музейных предметов и музейных коллекций в Музейный фонд несостоятельна и требует внесения изменений в действующее законодательство.
При этом законопроектом предлагается установить, что за Государственным каталогом сохранится функция хранения необходимой сводной информации о музейных предметах, включенных в Музейный фонд, об изменениях в составе Музейного фонда (информацию о включении соответствующих музейных предметов и музейных коллекций в Музейный фонд, факт исключения из Музейного фонда, об изменении собственника музейного предмета и т.д.).
Статьей 2 законопроекта предусмотрены переходные положения, регулирующие статус музейных предметов, не зарегистрированных в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации на день вступления проекта федерального закона в силу, но зарегистрированных в инвентарных книгах в соответствии с нормативными правовыми актами СССР, признаются включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации.
Законопроектом предлагается определить, что порядок учета и хранения музейных предметов, включенных в состав Музейного фонда, устанавливается едиными правилами и условиями учета и хранения музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав Музейного фонда, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложено государственное регулирование в области культуры.
Учитывая, что законопроект предполагает отмену действующих Положений о Музейном фонде и Государственном каталоге, отдельные нормы этих положений, требующие законодательного закрепления, включены в законопроект.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация установленных законопроектом полномочий будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложено осуществление функций по выработке и реализации государственной политики в сфере культуры, в пределах установленной штатной численности и фонда оплаты труда.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" в части совершенствования порядка включения музейных предметов в состав Музейного фонда Российской Федерации потребует принятия:
1. Приказа Минкультуры России об утверждении Положения о Музейном фонде Российской Федерации.
Цель, предмет и содержание правового регулирования: определение порядка проведения экспертизы музейных предметов и музейных коллекций.
Примерный срок подготовки - июнь 2015 г.
2. Приказа Минкультуры России об утверждении Положения о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.
Цель, предмет и содержание правового регулирования: обеспечения доступа физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления к информации о музейных предметах и музейных коллекциях, использования указанной информации при осуществлении государственного контроля в отношении музейных предметов и музейных коллекций.
Примерный срок подготовки - июнь 2015 г.
3. Приказа Минкультуры России об утверждении Единых правил организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций в Российской Федерации.
Цель, предмет и содержание правового регулирования: Порядок и цели формирования собрания музея, основания отнесения музейных предметов и музейных коллекций к основному, научно-вспомогательному экспериментальному фондам, фонду сырьевых материалов, состав перечисленных фондов, порядок и форма ведения учетной документации, обеспечение безопасности музейных предметов и музейных коллекций.
Примерный срок подготовки - ноябрь 2015 г.
Принятие законопроекта потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. N 179 "Об утверждении положения о Музейном фонде Российской Федерации и Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Минкультуры России.
Примерный срок подготовки - июнь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.