Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан в целях совершенствования механизма привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 19.4, 19.5 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с учетом положений Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ).
1. Статья 19.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, а контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.
Согласно статье 13 Федерального закона N 6-ФЗ требования и запросы должностных лиц контрольно-счетных органов, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, являются обязательными для исполнения органами государственной власти и государственными органами субъекта Российской Федерации, органами территориальных государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и муниципальными органами, организациями, в отношении которых осуществляется внешний государственный и муниципальный финансовый контроль.
Неисполнение законных требований и запросов должностных лиц контрольно-счетных органов, а также воспрепятствование осуществлению ими возложенных на них должностных полномочий влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем в статье 19.4 КоАП РФ предусмотрена лишь ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.
Законопроектом предлагается дополнить статью 19.4 КоАП РФ частью 7, предусматривающей ответственность за невыполнение законных требований, в том числе запросов, должностного лица органа государственного финансового контроля, а также должностного лица органа муниципального финансового контроля.
Данное предложение направлено на обозначение специфики отношений в финансово-бюджетной сфере (что корреспондирует иным положениям статьи 19.4 КоАП РФ, где выделяются отдельные сферы контроля), а также на обеспечение возможности привлечения к административной ответственности за невыполнение запросов должностных лиц органов государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля, предусмотренных Федеральным законом N 6-ФЗ.
2. Часть 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) устанавливает, что объектами контроля являются физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 266.1 БК РФ непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информации, документов и материалов, необходимых для осуществления их полномочий по государственному (муниципальному) финансовому контролю, а равно их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В связи с этим в предлагаемой законопроектом редакции части 7 статьи 19.4 КоАП РФ в качестве субъектов административных правонарушений предусматриваются граждане.
3. Необходимо отметить, что положения, закрепляющие ответственность за нарушение деятельности органов (должностных лиц) государственного финансового контроля, также находят отражение в части 20 статьи 19.5 КоАП РФ.
Частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля. Статья 16 Федерального закона N 6-ФЗ предусматривает внесение органами государственного (муниципального) финансового контроля не только предписания, но и представления.
Согласно вышеуказанной статье Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.
Однако в соответствии с Федеральным законом N 6-ФЗ и КоАП РФ предусматривается ответственность за невыполнение лишь предписания органа государственного финансового контроля.
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в статью 16 Федерального закона N 6-ФЗ, в часть 20 статьи 19.5 КоАП РФ путем установления ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания органа муниципального финансового контроля, а также дополнить статью 19.5 КоАП РФ частью 20.1 с целью установления возможности привлечения к административной ответственности за невыполнение в установленный срок не только предписания, но и представления органа государственного финансового контроля.
4. Стоит отметить, что Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 28.3 КоАП РФ в части исключения права должностных лиц контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства).
В 2013 году до вступления в силу вышеуказанных изменений должностными лицами Счетной палаты Самарской области было составлено 6 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, за совершение которых в качестве мер наказания назначены штрафы.
Поэтому одним из основных предложений законопроекта является внесение изменений в статью 28.3 КоАП РФ, в соответствии с которыми инспекторы Счетной палаты Российской Федерации, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, контрольно-счетных органов муниципальных образований будут вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 7 статьи 19.4, частью 20.1 статьи 19.5 и статьей 19.7 КоАП РФ.
Рассматривать дела об административных правонарушениях будут мировые судьи.
5. Законопроектом также предлагается в статье 19.7 КоАП РФ информацию, отнесенную к сведениям, непредставление или несвоевременное представление которых в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, влечет административную ответственность, дополнить понятием "документы".
Представленные изменения позволят более эффективно применять отдельные статьи КоАП РФ в целях предупреждения совершения административных правонарушений и предотвращения негативных последствий, а также будут способствовать оперативному привлечению к ответственности в бюджетно-финансовой сфере.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.